Олександр Соловйов та Аліса Ложкіна про роботу Арсена Савадова і Георгія Сенченка “Печаль Клеопатри”

Автор: Аліса Ложкіна, Олександр Соловйов

Опублікований коментар

«Целый ряд выставок, прошедших в 1988-89-м, закрепил статус нового поколения. Одним из толчковых, импульсных событий этого периода стала демонстрация на Всесоюзной молодежной выставке 1987 года в Москве монументальной работы авторского тандема Арсена Савадова и Георгия Сенченко «Печаль Клеопатры», которая была обречена числиться главным символом искусства нового поколения. Работа была настолько внушительной, что для того, чтобы ее вынести из мастерской, художникам пришлось выпиливать в дверном проеме специальный зазор, который впоследствии долго не заделывали, оставив его как «улику» последовавшего эстетического прорыва. «Печаль Клеопатры» – это, пожалуй, наиболее легендарное произведение всего украинского трансавангарда: слухи о нем в конце 80-х стремительно распространились в арт-среде и очень скоро превратили авторов полотна в притягательный центр этой среды. Сегодня «Печаль Клеопатры» находится вне нашей досягаемости – еще на волне первого пика популярности трансавангардистов она была продана сперва в коллекцию парижской «Галери де Франс», а затем в собрание франко-американского художника и коллекционера Армана, одного из основателей европейского поп-арта в версии «Нового реализма». После кончины Армана картина по-прежнему остается в частной коллекции, а с конца 80-х в Киеве ее помнят разве что по редким репродукциям в специальных журналах и восхищенным свидетельствам очевидцев. И тем не менее в свое время резонанс «Клеопатры» был беспрецедентным – после такого оглушительного успеха у нового украинского искусства, казалось бы, выросли крылья[1]».

[1] Соловьев А., Ложкина А. Новейшая история украинского искусства. Новая волна, ЧАСТЬ 1. 1987 – 1989 // Спецпроект журнала ТОП10 «Point zero» – ТОП10. – 25 февраля 2010. [Електронний ресурс]: http://top10-kiev.livejournal.com/279840.html