Олександр Соловйов про «тілесність» у роботах українських художників початку 1990-х рр.


Опублікований коментар

Наряду с этим в «Кривых зеркалах» можно усмотреть проявление такого характернейшего признака искусства 90-х, который получил наименование «нового антропологического сдвига». Признак этот отчетливо проявился и у других украинских авторов – в работах С. Солонского, строящихся на искажающих формы эффектах аккомодации и ручного коллажа; в абсурдной адреналиновой пластике донбасского фотоцикла А. Савадова и А. Харченко; в откровенной жути документальной танатографии видеофильма В. Мужеского «Фосфорная мякоть»; в эндоскопическом физиологизме видео А. Ганкевича «Кольца Сатурна»… О принципах подобного «сдвига» уже много сказано и написано, а потому заострим здесь главное: разговор идет не только о воскрешении старого героя искусства – тела, но прежде всего о телесности, выведенной новыми технологиями ее за собственные пределы, «постчеловеческое» измерение. К такому ощущению/пониманию телесности приближаешься, например, при восприятии «Апокалипсо» – видеоработы одессита Г. Катчука, в которой комбинируются такие универсальные ныне средства, значения и подтексты, как 3Д-анимация, морфинг, языковая игра, искусственная кровь, мутация, кибертело, психоделическая практика и т. п.

Таковы некоторые черты развития современного искусства 90-х на Украине. Они вполне соответствовали как будто неведомо кем составленному Генеральному Плану, проявляя, за несколькими исключениями, скорее свойства рефлексий, чем генерирующих пульсаций. Кажется, однако, что сегодня это общий синдром художественного творчества.