Автор роботи
Робіт у серії: більше 20
Розміри:
Категорія: Фотографія
Техніка: фотографія
Створено: 1997 р.
Місце створення: Горлівка, Донецька область, Україна
Публікації Дослідницкої платформи
Опис роботи
Фотографічна серія «Донбас-Шоколад» створювалася у вугільній шахті міста Горлівка, Донецької області. Для фотографій позували професійні шахтери, а також кілька запрошених моделей чоловіків. Всі вони були або голі, або одягнені в балетні пачки. Іноді використовувався реквізит у вигляді східних масок, відзнак військових Римської імперії або православної церкви.
Коментар дослідника
Серія «Донбас-Шоколад» є новою міфологією, що поєднує в собі історичні та сучасні коди. Радянський союз був сильним в двох речах: зброї та промисловості, що символізує собою фігура шахтера, та балету, який символізують, власне, пачки, в які вони одягнені. Ці дві речі були певними статтями експорту, певними символами. Крім того, ж в проекті поєднується чоловіче та жіноче начало.
Історична довідка
«— Арсен, начнем с вашего самого резонансного проекта — “Донбасс-шоколад”, где вы одели шахтеров в балетные пачки. Как вам удалось уговорить их пойти на это?
— Вообще эта шахтерская история — настоящая драма. Ведь рассматривать “Донбасс-шоколад” просто как фотографии, сделанные какими-то забежавшими на пять минут мастерами, было бы неправильно — это целая эпопея. Уговорить шахтеров показать свой настрой сначала не было никакой возможности. Деньгами взять я их не мог: мы платили им совсем немного — по 20 долларов, поэтому нужно было произвести какое-то волшебное действие, чтобы они поняли, что с нами можно работать, что мы не развлекаться пришли. Наверное, их поразило то, как масштабно мы работаем: когда они увидели нашу команду, всю аппаратуру, они поняли, что все не просто так. Что наконец-то после того, как на шахтерскую профессию уже давно никто не обращал внимания, мы начали ее возвеличивать — вот таким вот образом, в балетных пачках.
Конечно, шахтерам было очень сложно работать, их нужно было убеждать. Поэтому в моей группе было двое перформеров — это ребята, которые их раззадоривали на съемках.
— Как считаете, что именно вам помогло сделать так, чтобы шахтеры вас зауважали?
— Мне кажется, сыграл роль один случай. Когда мы уже договорились о съемках с начальством шахты и приехали ознакомиться с локациями перед началом работы, директор спросил нас: “Вас отправить туда, где кислород?”. Ну а мы максималистами были, нам же нужен был реализм, поэтому ответили: “Нет, ведите нас в сам ад”. Директор улыбнулся и сказал начальнику участка: “Опустите их по лаве”. И такое зловещее было в этом “опустить”… Ведь мы ребята тепличные были, только приехали, да не в купе, а в СВ, и даже не представляли, что нас ожидает.
Нас одели в хлопчатобумажную одежду, потом в спецовку, портянки — все как полагается. И вот с начальником участка мы идем по шахте, а я думаю, где же все шахтеры, где вся драматургия? Тут нас подвели к маленькому, прикрытому досками отверстию в полу, размером метр на метр, из которого клубами поднималась пыль. Начальник участка говорит, мол, нам сюда. Ногой отодвигает доски и… прыгает туда, как в канализационный люк! А там — кромешная тьма, темно-темно, ничего не видно вообще, бездна, конец! Там, оказывается, вертикальная жила, и шахтеры наискось, с приборами в десять “зубов”, долбят уголь. И соль в том, что когда уголь там заканчивается, воздух не выдерживает давления, и шахтеры должны выпрыгнуть, кто куда успеет: кто наверх, а кто вниз — в эти люки. И вот, значит, нахожусь я в этом гробу, температура 40, ничегошеньки не видно, спасатель трет одно место, лампа упирается в другое, а на тебе еще распиратор, и я думаю, все — труба. Не ожидал я такого после СВ.
После того, как я спустился в ад, мне вручили три литра пива.
Я не просто как Винни-Пух застрял — он хотя бы понимал, где находится, а я был в небытии! У меня полная паника. И тут сыграл мой характер. Вижу сверху трубы, по которым качают кислород, отламываю кусок: как только на меня подул воздух, я немного успокоился. И тут мне кричат: “Ноги вместе и прыгай!”. И показывают опять-таки на маленькую такую дыру внизу, хотя я не понимаю, куда там прыгать. Прыгнул, а меня еще за ноги внизу дернули, и я оказался на вагонетке с углем.
Когда мы поднялись потом на улицу, шахтеры собрались и выставили нам три литра пива. Потому что поняли, что у нас нервы железные. Ведь все депутаты и другие важные гости спускались куда-то неглубоко, в этот же ад не спускался никто.
— После этого работа уже пошла более гладко?
— Не совсем, ведь шахтеры все равно оставались шахтерами и после работы хотели наверх, на улицу. В шахте есть такой порядок: когда ты отбил своего “коня”, то есть выполнил свою норму за смену, то не можешь просто так выйти на улицу, проветриться и вернуться. У них ведь рабочая зона на расстоянии более километра под землей. Поэтому в определенное время, несколько раз в сутки, четко по расписанию включается лифт, который может поднять 90 человек. И все его очень ждут — кому покурить охота, кому домой побыстрее. Так вот, нам не хватало времени, чтобы закончить съемки, и мы остановили этот лифт. Главный инженер нам звонил, требовал прекратить, все стали возмущаться. И тут началась буза: где-то 80 человек стоят у лифта, хотят наверх, а я их не пропускаю, ведь ведется съемка. Кто начал орать: “Давайте мочить этих пи…сов!”. А у меня же с собой ко всему реквизит — черепа, кресты, иконы… Когда началась эта заваруха, вышел лифтер и сказал: “Это крутые ребята из Киева, так что если будете возбухать, то вообще лифт не поднимут”. И мы закончили съемку.
Потом шахтеры меня не отпускали: собрали две огромные авоськи колбасы и водки и заставили прямо в их предбаннике грязными руками отломить кусок и бахнуть стакан водяры. Чуть ли на руках не выносили: я такой славы и таких аплодисментов никогда не имел, ни на одной своей выставке. И потом все оставляли свои контакты, телефоны, приглашали в гости[1].»
«Я приехал с человеком, который там родился, вырос, всех знал. Он тоже художник, загорелся идеей.
Мы очень просились в забой. И директор шахты вяло сказал: “Ну опустите их по лаве”. Только потом мы поняли, что глагол “опустите” был им употреблен во всех смыслах. Обрядили нас в х/б, в резиновые сапоги, поверх спецовка — и в лифт, в клеть. А лифты там могут падать, в свободном полете — 800 — 900 метров. Яйца к горлу пристают. Примерно так нас “кинули”.
Я думал, что шахты — коридоры, комнаты и там работают героические шахтеры. А оказалось, работают они в норах площадью полквадратных метра. Передвигаться можно только ползком, причем земля сразу у твоего подбородка и над макушкой.
Это настолько тяжело, что кажется нереально. Хуже, наверное, только Освенцим. Плюс 45 градусов, в двойном х/б, со спасательным оборудованием, в респираторе. Я с себя половину оборудования снял — было невозможно.
Серия “Донбасс-шоколад” получилась быстро. Мы просто знали, что и как надо снимать[2].»
«…когда мы снимали, было смутное время, в обществе еще шли изменения, на этой волне нам удалось провести эти немыслимые съемки. Кроме того, мы горели желанием. Рассказали начальству, что будем снимать какой-то творческий фантазм и чтобы они не брали дурного в голову. В первый же день со всем руководством шахты спустились вниз и тут… пошел метан. Кто-то прошептал: «Не шевелись!» Проскочи искра — нас бы всех мгновенно сожгло. В шахту нам даже запретили брать экспонометр — из-за того, что он работает на батарейках. А если у шахтера найдут спичку — прибьют…[3]»
[1] Рубан Мария. Интервью с Арсеном Савадовым: «Элтон Джон не знал, как лучше меня обнять» // Сегодня.ua – 22 мая 2015 [Електронний ресурс]: http://www.segodnya.ua/life/interview/intervyu-s-arsenom-savadovym-elton-dzhon-ne-znal-kakluchshe-menya-obnyat-617642.html
[2] Украинский extreme // Интервью журналу «Огонек» – 12.10.2009 [Електронний ресурс]: http://tw1npeaks.livejournal.com/2546.html
[3] Ткачук Т. Самый скандальный украинский художник Арсен Савадов: «чтобы нам разрешили снимать моделей на фоне похорон, пришлось платить гробокопателям по пять долларов в минуту» // Факты – 05.09.2003 [Електронний ресурс]: http://fakty.ua/74290-samyj-skandalnyj-ukrainskij-hudozhnik-arsen-savadov-quot-chtoby-nam-razreshili-snimat-modelej-na-fone-pohoron-prishlos-platit-grobokopatelyam-po-pyat-dollarov-v-minutu-quot
Виставки
Майбутнє настало. Українське мистецтво 90-х (1999.06.18 - 1999.08.18)
Оксана Чепелик, Олександр Гнилицький, Гліб Катчук, Василь Цаголов, Сергій Братков, Максим Мамсіков, Кирило Проценко, Ілля Чічкан, Олександр Ройтбурд, Ігор Гусєв, Мирослав Кульчицький, Вадим Чекорський, Олег Кулик, Ігор Подольчак, Ігор Дюрич, Фонд Мазоха, Іван Цюпка, Арсен Савадов, Савадов-Сенченко, Георгій Сенченко, Олександр Харченко, Група швидкого реагування, Борис Михайлов
Майбутнє настало. Українське мистецтво 1990-х (1999.09.09 - 1999.09.30)
Оксана Чепелик, Олександр Гнилицький, Гліб Катчук, Василь Цаголов, Сергій Братков, Ілля Чічкан, Мирослав Кульчицький, Вадим Чекорський, Олег Кулик, Іван Цюпка, Кирило Проценко, Савадов-Сенченко, Арсен Савадов, Георгій Сенченко, Олександр Харченко, Наталя Філоненко, Ігор Подольчак, Олександр Ройтбурд, Ігор Гусєв, Максим Мамсіков, Фонд Мазоха, Ігор Дюрич, Група швидкого реагування, Борис Михайлов
РАС-UA: Виставка Арсена Савадова «Blow-Up» (2011.05.21 - 2011.10.02)
Бйорн Гельдхоф (куратор), Арсен Савадов
Колекція [ZenkoArtFoundation] (2018.01.24 - 2018.03.04)
Василь Цаголов, Олег Тістол, Марина Скугарєва, Костянтин Реунов, Арсен Савадов, Олександр Харченко
Пов'язані документи
Джерела
- The future is now. Ukrainian art in the nineties [catalog]. Zagreb. 1998
- Агунович Контантин. Арсен Савадов «Да я пишу как Серов. Только не делаю портретов» – Афиша Daily – 19 мая 2011
- Александр Соловьев. Киев. 1998 год: «Фотошок без фотошопа» // Художественный журнал. – №23. – 1988.
- Ганиянц Мария. Арсен Савадов: моя цель – вернуть равновесие между Киевом и Москвой // РИА Новости – 19.05.2011
- Духнич Ольга. Арсен Савадов: Шахтеры, как и балет, – культовый миф СССР // Новое время – 19 сентября 2014
- Корженко Светлана. Арсен Савадов рисует голых ангелов // Gazeta.ua – 27 мая 2011
- Курина А. Арсен Савадов: «С молодежью общаюсь непосредственно, то денег дам, то в глаз кому-то» // Українська правда – 28.09.2009
- Ложкина Алиса. Арсен Савадов: «Мои герои — это персонажи с размытым понятием реальности» // ArtUkraine. – 08.11.2011
- Рубан Мария. Интервью с Арсеном Савадовым: «Элтон Джон не знал, как лучше меня обнять» // Сегодня.ua – 22 мая 2015
- Скляренко Г. Современное искусство Украины. Портреты художников / Галина Скляренко. – Киев: Huss, 2015. – 344 с.
- Соловйов О. Новейшая история современного искусства. Point Zero.Часть V. Вторая половина 90-х (1996–1998). От медиа-арта к постмедийной живописи [Електронний ресурс] / О. Соловйов, А. Ложкіна // TOP 10. – 2010. – Режим доступу до ресурсу: http://spoononthemoon.blogspot.com/2010/05/point-zero-v-90-19961998.html.
- Сучасне мистецтво. Розбір польотів. Частина 1// Інтер – 30.03.2011
- Ткачук Т. Самый скандальный украинский художник Арсен Савадов: «чтобы нам разрешили снимать моделей на фоне похорон, пришлось платить гробокопателям по пять долларов в минуту» // Факты – 05.09.2003
- Турликьян Татьяна. Арсен Савадов: вседозволенность и настоящая свобода // Cablook.com – 29.03.2016
- Украинский extreme. Интервью с Арсеном Савадовым // Журнал «Огонек» – 12.10.2009
- Шебетко Антон. Арсен Савадов: «Чтобы говорить с бычьём на одном языке, ему надо показать труп» // Bird in Flight — 2 марта 2016
- Антон Шебетко про проект Арсена Савадова та Олександра Харченка “Deepinsider” і, зокрема, серію фотографій “Донбас-Шоколад”
- Арсен Савадов про серію фотографій “Донбас-Шоколад” в інтерв’ю журналу “Огонек”
- Рубан Марія про серію фотографій Арсена Савадова та Олександра Харченка “Донбас-Шоколад”. Фрагмент інтерв’ю
- Тарас Ткачук про серію фотографій Арсена Савадова та Олександра Харченка “Донбас-Шоколад”. Фрагмент інтерв’ю