Арсен Савадов, Георгій Сенченко. 1992. Без назви (роботи з проекту «Postanaestesia»). Проект з більше ніж чотирьох робіт. Інсталяція. Розміри невідомі

Автор роботи

Розміри: розміри варіюються

Категорія: Інсталяція

Матеріали: книжки


Створено: 1993 р.

На замовлення / за підтримки: Шпільмотор

Місце створення: Мюнхен, Німеччина

Опис роботи

Роботи були створені під час резиденції «Постанастезія», в Мюнхені, Німеччина. Знайомство із західною мистецькою сценою та, особливо, відвідування “Документи” справило велике враження на всіх художників, що брали участь у цій резиденції. Натхені на пошуки нових ідей та способів вираження, художники зосередилися на нових для себе медіа, таких як фотографія, відео та інсталяції.

Для проекту Савадов та Сенченко підготували серію інсталяцій: половину копії скульптури Донателло “Георгій Побідоносець”, зробленої з пап’є-маше, схематичну модель Собору Паризької Богоматері, зроблену із взуттєвої коробки та перетягнуту скотчем, тунель у вигляді книг, крізь який пролягає іграшкова залізниця, тощо. За зізнанням самих художників це був суцільний пошук, гра та іронія.

Історична довідка

«После программной выставки «Штиль», о которой мы говорили в предыдущем номере, Парижская коммуна и соседние сквоты продолжали играть роль эпицентра художественной и богемной жизни Киева. Сюда приезжали искусствоведы, западные кураторы, находившиеся в начале 90-х под влиянием моды на постсоветское искусство и зачастившие в столицу уже теперь независимой Украины в поисках «свежей крови». Это было время, когда европейские институции соревновались за то, чтобы «застолбить» новые территории, стяжать лавры первооткрывателей новых талантов. Одним из таких кураторов-следопытов был громадный, почти двухметрового роста, немец – Кристоф Видеман (Christoph Wiedemann), приехавший весной 1992-го в Киев. В рамках официозной «культурной программы» Видеман случайно посетил выставку «Штиль» в выставочном зале Союза художников на ул. Горького, а под впечатлением от нее – и саму Паркоммуну. Поддерживаемый финансово немецким производителем автомобилей, одной из дочерних фирм концерна BMW со смешным для славянского уха названием «Шпильмотор», Видеман через некоторое время вернулся в Киев. На этот раз с конкретным предложением: сделать выставку художников Новой волны в Мюнхене, на баварской земле.

Немецкий проект получил общее название «Диалоги с Киевом». Он состоял из двух выставок – первую из них готовили на основе отобранных в Киеве работ, а экспонаты для второй должны были быть созданы в ходе четырехмесячной мюнхенской резиденции.

Участников проекта Видеман отбирал самостоятельно, и в результате в Германию поехало ядро Паркоммуны и ее «окрестностей»: Александр Гнилицкий, Олег Голосий, Павел Керестей, Арсен Савадов, Георгий Сенченко, а также близкие к ним одесситы Александр Ройтбурд, Дмитрий Дульфан и киевский график Александр Друганов, на которого в проекте была возложена роль дизайнера выставочного каталога и фотохроникера.

Четыре месяца в Мюнхене стали важным этапом для художников, большинство из которых до этого никогда не выезжали за границы рухнувшего Союза. Первая выставка «Диалоги с Киевом–1», которая проходила в главном зале «Виллы Штук» сразу по приезде группы в Мюнхен, в сентябре 1992-го, по сути, была еще вполне выдержана в русле предыдущей живописной практики, с акцентом на трансавангард. Это не удивительно, ведь, как мы уже сказали, она состояла из вещей, отобранных Видеманом еще на Парижской коммуне.

Но уже второй проект PostAnaestesia, который был показан сперва в городской галерее Мюнхена на Лотарингерштрассе с декабря 1992-го по январь 1993-го, а затем в лейпцигском Grassimuseum, продемонстрировал, какой большой качественный скачок совершили художники за неполных четыре месяца европейской резиденции.

Сразу после сентябрьской ознакомительной выставки, художники переехали в здание старого терминала Мюнхенского аэропорта, где в футуристических интерьерах, напоминающих кинофильм «Солярис» Андрея Тарковского, с видом на взлетные полосы и Альпы на горизонте, постепенно переходили к новой работе.

Но сперва, естественно, были местные достопримечательности: первый месяц ушел на ознакомление с пивной картой Баварии в рамках удачно совпавшего с резиденцией ежегодного Октоберфеста, посещение Старой и Новой пинакотек, Ленбаххауса и других многочисленных музеев и галерей Мюнхена. А чуть позже состоялось знаковое событие – выезд всей группой на девятую «Документу». Как известно, Documenta – это один из важнейших смотров мирового визуального искусства, который проходит раз в пять лет в немецком городе Кассель и определяет актуальный вектор искусства на годы вперед. В Касселе украинских живописцев ждал большой сюрприз, к которому, правда, они уже были частично готовы – там они практически не обнаружили живописи. В фокусе тогдашних исканий оказались пространственные инсталляции, фотография, новые медиа. Колоссальный авторитет Documenta и увиденный там разрыв между собственными практиками и актуальными тенденциями побудил наших художников сосредоточиться на «внутренней модернизации» и вдохновил переключиться с пивной карты на активное творчество[1]».

[1] Соловьев А., Ложкина А. Новейшая история украинского искусства. Новая волна, часть ІІІ. Лето 1992 – лето 1994: Искушение Европой и закат Парижской коммуны // Спецпроект журнала ТОП10 «Point zero» – ТОП10. – 25 февраля 2010. [Електронний ресурс]: http://top10-kiev.livejournal.com/284904.html

Виставки

Постанестезія [PostAnaesthesia] (1992.12.04 - 1993.01.06)
Кристоф Відеман (куратор), Павло Керестей, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Олександр Ройтбурд, Олександр Друганов, Савадов-Сенченко, Дмитро Дульфан, Арсен Савадов, Георгій Сенченко

Постанестезія [PostAnaesthesia/Постанестезія] (1993.01.15 - 1993.02.07)
Кристоф Відеман (куратор), Павло Керестей, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Олександр Ройтбурд, Олександр Друганов, Савадов-Сенченко, Дмитро Дульфан, Арсен Савадов, Георгій Сенченко