Олександр Соловйов про оніміння живопису митців Києва та Одеси початку 1990-х рр.


Опублікований коментар

Все заметнее украинские постмодернисты настраиваются на другой диапазон, меняя характер, язык, ориентиры имен и типологических совпадений. Недавнее полуосознанное притяжение Ф. Клементе, С. Киа, Э. Кукки или Д. Шнабеля ослабевает в пользу все возрастающего и почти безотчетного интереса к Э. Фишлу, Л. Фрейду или И. Кабакову (в ипостаси симуляциониста сюжетной живописи соцреализма)… Картины О. Голосия, А. Гнилицкого, А. Савадова и Г. Сенченко, В. Цаголова первой половины 90-х, как и полотна только начинавших тогда авторов – М. Мамсикова, Д. Дульфана, А. Казанджия, И. Гусева, И. Чичкана, оставаясь подчас все же репродукционными, тем не менее утрачивают прежнюю барочность, тяжеловесную экспрессию, мифологическое многословие, избыточную цветность и фактурность. Необарочные композиции становятся все более сдержанными, порой чуть ли не минималистскими («Белочка» А. Гнилицкого) и в конечном счете совсем порывают с деконструкцией истории искусств. Картины, если пользоваться известным диагнозом Г. Гадамера, все больше «немеют», и, как следствие, само живописное письмо, обезличиваясь, «опускаясь», ищет поддержки либо в объектных вкраплениях, либо в «кинематографичности», либо непосредственно у слова. Прежде игнорируемый текст выступает теперь важной составляющей именно изобразительной ткани: и в качестве нарочитой тавтологии сюжета, словно беря на себя функцию этикетки с названием (в холстах «Лепа умер» Д. Дульфана, «Тарахтит», «Катины ресницы» А. Казанджия, «Пистет» И. Гусева и в др.), и в значении параллельных визуальному ряду специфически литературных фрагментов (в живописном цикле В. Цаголова «Резина чувств»). Не удивительно также, что живопись все больше склонялась к монохромии, пока совсем не явилась в черно-белом обличье («Чу», «Лиза плачет» А. Гнилицкого, «Рассвет на море» О. Голосия…), чтобы затем, ближе к середине десятилетия, если и не исчезнуть полностью из инструментария современного украинского искусства, то однозначно потерять на продолжительное время свой прежний привилегированный статус. Трагическим символом «живописного перерыва» воспринимается сегодня и нелепая гибель в январе 1993 года О. Голосия – наиболее выраженного романтика новой украинской живописи.