Олександр Соловйов та Аліса Ложкіна про виставку «Штиль»

Автор: Аліса Ложкіна, Олександр Соловйов

Опублікований коментар

В марте 1992 года в новопостроенном выставочном зале Союза художников на ул.Горького (где до недавнего времени располагался Французский культурный центр) состоялась выставка «Штиль». Этот проект, с одной стороны, послужил толчком к большой выставке украинских художников в Мюнхене «Постанестезия», состоявшейся уже осенью 92-го, а с другой – условно обозначил переход поколения Новой волны к завершающей стадии своего развития. Это была фундаментальная выставка, в которой участвовали не только украинские художники, но и тогда уже «московские» ростовчане – Кошляков, Тер-Оганян, а также москвичи – группа АЕС и др.. На этой выставке появились новые одесские имена – Игорь Гусев со своей работой «Подарок», соединявшей в себе начала собственно живописи и объекта, Анатолий Ганкевич и Олег Мигас со своим проектом «Еда» – большими псевдомозаичными полотнами, цитировавшими голландские натюрморты 17 века. Даже на сознательном, словесном уровне участниками выставки проговаривался поворот от предыдущего вектора, уход от барочного вихря и трансавангардного шторма. Именно поэтому выставка получила название «Штиль» – искусство продвигалось от неоэкспрессионизма в более спокойное, прохладное русло, да и сам текст к выставке носил весьма симптоматичное название – «Покойное искусство».

В целом выставка «Штиль» завершает значимый этап жизни киевских художественных сквотов. Художники еще продолжали впоследствии пару лет работать на Парижской коммуне и вокруг нее, в городе появлялись и другие сквоты, к примеру, «Холодный Вэл», группа на ул. Олеговской, тогда же родилось движение с постмодернистски идеологическим уклоном – «Лучи Чучхе». Но в истории Новой волны произошел очередной существенный поворот и последним всплеском ее активности стала серия международных выставок, о чем мы и расскажем в следующем номере нашего журнала.