Спецпроект Vogue.ua и PinchukArtCentre: все о фотографе Николае Трохе
В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, прошлое и настоящее, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. В рамках проекта Vogue.ua и арт-центр публикуют статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Олег Тистол, Яна Быстрова. Следующий герой – фотограф Николай Трох.
“Мой метод можно определить как утверждение нормы, красоты, гуманности от противного. Предмет изображения для меня — то, что возмущает, вызывает душевный дискомфорт, отчаяние. Грязь, глупость, тщеславие мира”. Так написал фотограф Николай Трох в своем Манифесте 1996 года, где выразил опасения тем, что фотография все больше поглощается рекламой, становясь частью пропаганды и массовой манипуляции.
На рубеже 1980-х–1990-х публичное пространство наводнила эротическая продукция, преимущественно китчевая. Выбравшись из подполья, табуированное десятилетиями изображение обнаженного тела поглотилось рекламой. В это время появились многочисленные конкурсы красоты, глянцевые журналы, которые реактуализировали фотографию, но при этом превратили ее в масс-маркет. Именно в этих условиях Николай Трох сформировался как фотограф и художник. Он стал известным в начале 1990-х годов благодаря своим откровенным и смелым фотографиям. В них он стремился вызвать у зрителя отвращение к вещам, казавшимся гнусными и вульгарными ему самому.
Свой первый фотоаппарат Николай Трох купил в 1987-м году, на собственный 26-й день рождения. Простая камера во многом изменила его жизнь. Трох вышел на улицу и начал снимать все вокруг: толпу возле Центрального универмага, дома, улицы. Такую историю можно найти в одной из заметок в газете о художнике. Ее достоверность сложно проверить, но это был тот мир, который окружал Троха. С конца 1980-х фотография для Троха становится всем: работой, увлечением, образом жизни, возможностью говорить о важных и не очень вещах.
Николай Трох не имел профессионального образования фотографа или художника. С начала 1980-х жил в Киеве, посещал частные художественные студии, начал заниматься графикой и фотографией, а в конце 1980-х даже принял участие в нескольких небольших выставках.
Его излюбленные темы – изображение обнаженной натуры и документация жизни художественной тусовки, в частности, круга сквота на ул. Парижской Коммуны. На его снимках запечатлены Александр Гнилицкий, Илья Чичкан, Валерия Трубина, Олег Голосий, Александр Ройтбурд, Татьяна Гершуни и многие другие. Фотографии Троха провокативны, он часто апеллирует к порнографии, но использует при этом классические традиции, основанные на античности. Его лучшие произведения были созданы на фоне фактурной затертой стены квартиры-мастерской на Харьковском шоссе, которую Трох арендовал до середины 1990-х. В его работах стена выступает одновременно фоном и убежищем, ограждением от внешнего мира, который по словам самого художника все больше погружался в бездну.
Взлет фотографа связан с пребыванием в сквоте «Парижская коммуна», куда в начале 1990-х переместилась вся творческая жизнь. Трох становится активным участником бурного художественного процесса. Бесконечные тусовки, рейв-пати, стихийные выставки, перформансы и разговоры об искусстве: все это не могло не повлиять на него как на художника. Трох не выпускал камеру из рук, запечатлевая «Dolce Vita» киевских художников. Кадры тех лет отличаются деформированными ракурсами или нестандартной композицией, сильно фрагментированной. Они гротескные, порой саркастические, и как нельзя лучше передают атмосферу «мутирующих» девяностых – с потерей ориентиров и, одновременно, обретением свободы.
В это же время Трох начинает активно экспериментировать. Раскрашивает снимки анилиновыми красками, расписывает их фломастером, создает фотоколлажи. Здесь отчасти прослеживается влияние чешского фотохудожника Яна Саудека (Jan Saudek), известного своими откровенными постановочными работами, но в отличие от Саудека, в работах Троха меньше эстетизации, а театральность имеет привкус “постчернобыльского карнавала”.
В 1995 году состоялась первая персональная выставка-акция Троха «Порнография как зеркало жизни», во многом определившая его творческое лицо. В музее «Киевская крепость» был выставлен триптих. Его центральная часть изображала мастурбирующую женщину в советской школьной форме. Юбка задрана и между ног виднеются старые жилистые женские руки, на лице надета маска. За спиной – все та же стена мастерской. Левая часть триптиха – обычное зеркало, куда мог заглянуть каждый желающий. Правая – угрюмый пейзаж с ветхим магазином «ОСЯМ» (или «мясо» если прочесть справа налево) из его родного города. Триптих также служил фоном для перформанса, участники которого (Александр Соловьев, Олег Сидор-Гибелинда, Александр Ляпин и др.) имитировали товарищеский суд по рассмотрению аморального поведения (подобные суды были не редкостью в советское время). С помощью такого критического жеста художник обозначил современное общество, отношения в котором можно описать через половую сферу, а жизнь – через порнографию.
Николай Трох всегда старался быть честным с самим собой, делать, по его собственным словам, «честные» кадры, со временем утратившие востребованность в газетах и журналах, куда он их направлял (за исключением журнала “НАШ”, фотографом которого Трох был с конца 1990-х). Трагически умер в 2007 году. Большая часть его наследия до сих пор не оцифрована и не исследована, а история о некоем “Чемодане Троха”, в котором якобы хранится его архив, до сих пор гуляет в просторах интернета, превратившись в очередной миф о художнике.
Текст: Татьяна Жмурко