Появление на киевской художественной сцене галереи “Бланк-арт” (или же Центра современного искусства “Серебряный след”) можно уверенно причислить к главным событиям 1994 года. Достаточно сказать, что среди выставок нового искусства, проведенных за период с июля 1994 – июня 1995, на долю “Бланк-арта” приходилось больше трети. Но это – не главный фактор шумного успеха галереи. Наряду с отсутствием серьезной конкуренции и счастливым наличием постоянных спонсоров, было и еще несколько причин, определивших ее популярность.
Пространство галереи, скромное по размерам, но привлекательное по дизайну (стандарт “западной галереи”), с самого начала предопределило ее основную направленность – проведение персональных выставок. Ни один групповой проект здесь бы просто не поместился (несколько исключений – “Анализ крови”, “Top secret”, только подтвердили правило). И действительно, Александр Бланк сосредоточил свою деятельность на показе персональных проектов. Позволю себе филологическую игру в духе Сидора-Гибелинды – по французски “personne” означает, как известно, и “некто, персона” и “никто”. В этом смысле выставки, проводимые галереей, полностью отвечали статусу “персональных” – в ней выставлялись и зрелые профессиональные художники, так сказать персоны, и художники откровенно слабые (не “никто”, конечно, ибо все мы кем-то являемся, но в плане художественном и профессиональном – уж точно не бог весть кто).
В западной художественной жизни такая ситуация была бы невозможна – там иерархические принципы блюдутся свято. Конечно, искусство от этого ничего особенного не выигрывает, зато галерист гарантирован от досадных промахов. Впрочем, странно было бы предположить, что и в нашей варварской стране такая стратегия галереи (точнее, отсутствие стратегии) вызвана только нецивилизованностью. Ибо говоря о галерее Бланка, мы имеем дело не с обычным киевским салончиком, каковых немало.
Первые шаги “Бланк-арта” в пугающем мире укринского арт-бизнеса были продуманы и безошибочны. Ставка на профессионализм (экспозиция на Первой киевской художественной ярмарке, поразившая воображение своей гипер-культурностью, работа с Сухолитом, Маковым – то есть, нашими местными супер-профессионалами, способными составить мощный костяк солидной и престижной галереи), умелая манипуляция скандалом (ведь Бланк принял у себя “выставленного” из Украинского Дома Подольчака, чем привлек вннимание и “радикальных” кругов). И, к сожалению, радикальные круги действительно заинтересовались.
Сложно сказать, кто выступил “киллером” чистого “Серебряного следа”. Может быть, сам Бланк захотел большего внимания со стороны кругов украинского транс- и не транс-авангарда. Так или иначе, демонстрация фильма В. Цаголова “Молочные сосиски” стала поворотом на 180 градусов. Непрофессионализм цаголовского фильма, неизбежный дилетантизм “хорошего художника”, решившего стать “хорошим режиссером”, был особенно очевиден в стенах галереи “высокопрофессиональной направленности”, какой до этого являлась “Бланк-арт”.
Конечно, превращение галереи в еще один тусовочный центр – не дело рук одного или нескольких человек. Это типичное порождение ситуации, сложившейся в Киеве. Ведь именно после оккупации галереи “младо-коммуной” и птенцами прочих гнезд, настал по-настоящему шумный “успех”. Несомненно, галерею, делающую ставку на профессионалов, у нас бы забыли скоро, да и проектов бы за год не набралось. Поэтому закончить свои рассуждения я хочу не обвинением галереи в выборе пути наименьшего сопротивления, а искренним пожеланием – снова вернуться на свой путь.