— Как выглядят фотографии людей по ту сторону «железного занавеса», мы не знали. Кроме того, были далеко от Москвы, где тоже можно было посмотреть приличные работы, хотя на большие выставки в Москву все-таки ездили, — вспоминает фотохудожник Олег Малеваный.
Группа «Время» образовалась в 1971 году. В нее вошли Борис Михайлов, Олег Малеваный, Александр Супрун, Евгений Павлов, Юрий Рупин, Геннадий Тубалев, Александр Ситниченко. Позже к ним присоединился Анатолий Макиенко. На тот момент многие уже участвовали в международных выставках. Их работы, конечно же, отличались и формально, и по тематике. Единственное – снимки должны были соответствовать принятой группой «теории удара» – быть авангардными по форме, будоражить общественное мнение.
В 1980-Е ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА ПОЛУЧИЛА МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ
В 1975 году, когда были перевыборы художественного совета фотоклуба, «Время» вошло в правление, правда, через полгода фотоклуб закрыли — властям не понравилась новая авангардная «жилка» в его руководстве.
Как творческое объединение группа перестала существовать с 1979 года. Наступившее после этого затишье было прервано в середине 1980-х годов, когда постепенно стали формироваться небольшие фотогруппы. В харьковскую фотографию влились Виктор Кочетов, Роман Пятковка, Сергей Солонский, Леонид Константинов; группа «Госпром» (Сергей Братков, Валерий Крей, Владимир Старко) с их акцентуацией репортажа и использованием в арт-фотографии документального фото. В 1987 году Михаил Педан организовал клуб «Ф-87» и под патронатом завода ФЭД провел в ДК студентов ХПИ две фотовыставки. Представителями следующей генерации стали Игорь Чурсин, Игорь Карпенко, Андрей Авдеенко, Александр Папакица. Заинтересованные концептом, они вернулись к студийной постановочной фотографии.
— В 1980-е года харьковская фотография уже получила мировое признание, но ее триумф в те годы не воспринимался как достижение Харькова или Украины. Это явление, вошедшее тогда в мировое культурное пространство, получило название «другой советской фотографии», хотя феномен этот имел ярко выраженный местный характер, — считает искусствовед Татьяна Павлова.
ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ СТАЛА ПОЛИГОНОМ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Роман Пятковка относит себя к среднему поколению «харьковской школы фотографии», дебютировавшему в 1980-е годы. Общаясь долгое время с Малеваным, Михайловым и Павловым и вдохновленный их примером, Роман бросил работу в Харьковском театре юного зрителя, где занимал хорошо оплачиваемую должность главного художника по световому оформлению, и устроился в фотографический цех художественно-оформительского комбината.
— Наша эстетика во многом была продиктована желанием быть художником в условиях, когда все этому противостоит. Отсутствие фотостудий привело к освоению приватного пространства, когда малометражные квартиры, личная и даже интимная жизнь стали полигонами для творчества. За неимением нормальной фотоаппаратуры и фотоматериалов мы утвердили «плохое качество» как эстетическую категорию. Непопадание в социалистический контекст сформировало критическую дистанцию по отношению к советской арт-системе и политической системе в целом. Это было время, когда милиция подозрительно смотрела на человека с фотоаппаратом, а любое изображение обнаженного тела считалось порнографией, — объясняет Роман Пятковка.
В ХАРЬКОВЕ ОСОБАЯ ЭНЕРГЕТИКА
В прошлом году майский номер киевского журнала «5,6» был полностью посвящен «харьковской школе». На его страницах представлены снимки харьковских фотомастеров. Яркие представители современной харьковской фотографии — участники группа «Шило» (Сергей Лебединский, Василиса Незабаром, Влад Краснощек, Вадим Трикоз, Юля Дроздек). Характерная черта их творчества — эпатажность, доходящая до скандала.
— Если раньше фотографы разрушали какие-то стереотипы, то сейчас идет разрушение культурного пласта. Я всегда относился к женскому телу, как к объекту красоты, произведению искусства. Сейчас из этого сделали фетиш, деньги. На старых фотографиях выкалывают глаза, пишут вокруг матерные слова — мне это претит, но такая фотография существует, — рассказывает Олег Малеваный.
Отойдя в 1990-х годах от фотографии, Юрий Рупин написал книгу «Дневник фотографа в архивах КГБ» и повесть «Дневник фотографа», где в форме воспоминаний рассказывает о таком явлении, как «харьковская фотошкола».
И по сей день искусствоведы (да и сами фотографы тоже) не могут ответить, почему именно в Харькове возникло такое мощное фотографическое движение и почему харьковские мастера смогли выйти на мировой уровень.
— Энергетически Харьков как звезда. Здесь особая энергетика, которая влияет на творчество, и я это на себе чувствую, — признается Олег Малеваный.