Олександр Ройтбурд, 1992, Без назви 4, із серії «Життя короля (Людвиг)», колаж, 20 × 10 см

Автор роботи

Робіт у серії: 8

Розміри: 20 см x 10 см

Категорія: коллаж/плакат

Техніка: колаж

Матеріали: папір


Створено: 1992 р.

Місце створення: Мюнхен

Опис роботи

Один з найбільш відомих циклів художника початку 90-тих. Роботи було зроблено в Мюнхені для групового проекту українських художників “Postanæctesia”. Автор надихався образом баварського короля Людвіга ІІ, зображеннями якого була перенасичена баварська інфраструктура. Образ монарха привабив Ройтбурда своєю кічевістю та розтиражованістю. В одній із крамниць художник придбав безліч листівок з зображеннями короля авторства Габрієля Шахіндера, які стали основою для його коллажної серії. Згодом портрети Людовика з’явилися вже в якості живописних сюрреалістичних полотен. Створюючи своєрідну сюрреалістичну химеру, художник позбавляє її головного елементу парадного портрету – голови. Відсутність цієї частини тіла і стала відмінною рисою двух колажних циклів художника – “Життя короля (Людвиг)” та “Портрет. Дами. В білому”.

Коментар дослідника

Коментар Олександра Ройтбурда щодо створення серії «З життя короля (Людвиг)»:

«Людвиги» были сделаны мной девятнадцать лет назад в Мюнхене для группового проекта украинских художников «Postanaestesia». Я гулял по Мариенплац, и не было такой сувенирной лавки, где бы я ни встретился взглядом с этим бутафорским, блистательно-несчастным монархом, безумцем, покровителем искусств, гомосексуалистом, алкоголиком, мотом, венценосным утопленником. Людвиг был настолько вездесущ, что я назвал его про себя «баварским Микки-Маусом». Когда позже, уже на открытии выставки, я произнес это вслух, меня восторженно процитировали несколько мюнхенских газет, и гневно осудила украинская диаспорная критика — за издевательство над национальной баварской святыней.

В конце концов, я не удержался — и, сам не зная, с каким умыслом, скупил в одной из лавочек все открытки с его поздним портретом кисти Габриэля Шахингера (Gabriel Schachinger). На этом портрете «сказочный король» Баварии Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм (Ludwig II Otto Friedrich Wilhelm von Bayern, 25 августа 1845, замок Нимфенбург — 13 июня 1886, Штарнбергское озеро), сын Максимилиана II из династии Виттельсбахов, горделиво замер в репрезентативной позе, торжественно демонстрируя зрителям складки горностаевой мантии.

Придя в отель Мах-Emmanuel, я, без какой-либо осознаваемой цели, принялся медитативно препарировать эти открытки ножницами, вычленяя сокрытые в изображении пластические узлы и набухания, морщины складок, каскады позументов и пенные кружева. Потом стал состыковывать паттерны. Фрагментированное платье короля срасталось в шевелящуюся плоть, и этой плотью прорастало королевское туловище. Вместо собственно портрета возникали барочно-сюрреалистические монстры. Не визионерство, а сюрреализм, сконструированный вручную, где исходный текст — шахингеровский портрет Людвига — служил постоянно возобновляемым ресурсом для каждого последующего акта креации.

Получилось семь коллажей. По ним было написано семь картин, 200 × 100 см каждая. Это не было похоже ни на что, сделанное мною ранее. Я сам себя удивил — «Жизнь короля» выставлялась в Мюнхене и Лейпциге вместе с инсталляцией «Смерть короля». Она, в свою очередь, представляла из себя посмертную маску Людвига II, помещенную в аквариум с голубоватой жидкостью. Вокруг него были разбросаны спасательные круги. Юра Сенченко посоветовал мне использовать в инсталляции живых кроликов, вклеив в их белый мех кусочки черного меха — аллюзия на горностаевую мантию. Это возмутило мюнхенских «зеленых». В итоге, после бурного скандала, им удалось предотвратить это издевательство над животными. Но я до сих пор помню, что кролики по-немецки «Kaninchen», а горностай — «Hermelin».

В 1994 году две работы из цикла стали частью совместной с Арсеном Савадовым инсталляции, и в этом качестве были показаны за оранжевым забором на выставке «Пространство культурной революции» в Киеве, где желающие могли их разглядеть с помощью детских пластмассовых биноклей. После чего «Людвиги» нигде не выставлялись, и на десятилетие осели в подвале моей одесской мастерской, пока в 2004 году не всплыли на пинчуковской выставке «Первая коллекция». Теперь пять из семи «Людвигов» (как и пять «Дам в белом») хранятся в коллекции ПинчукАртЦентра.