Оксана Чепелик. Хор глухонімих. 1998–2004. Відеоінсталяція, 5’ 8’’

Автор роботи

Тривалість відео: 5 хв x 8 сек

Категорія: Відео, Інсталяція


Створено: 1998–2004

Опис роботи

Експериментальне відео, що базується на перформансі Оксани Чепелик, реалізованому в Культурному центрі глухонімих людей. Ця робота досліджує ступінь терпимості суспільства до людей з фізичними вадами. На відео — запис співу хору глухонімих.

Коментар дослідника

Коментар та історична довідка до роботи
Цей концептуальний проект розкриває неможливість вибору людини, її приреченість і сліпе скоряння долі, а також порушує проблеми комунікації між людьми, відсутності варіантів шляхів комунікації, що призводить до непорозуміння і ксенофобії. Ця робота нагадує про відсутність голосу в колективному хорі і те, що людина — лише піщинка у величезній пустелі суспільства.
«На выставке “День з життя” в ЦСМ Сороса в 1998 году демонстрировался фрагмент моего проекта “Очевидна невідворотність” / “Очевидная неотвратимость” в зале параллельно с циклом фотографий Бориса Михайлова. Видео “Очевидна невідворотність” демонстрировалось на большом телевизоре, а рядом сидела сурдопереводчица и переводила исповеди на язык жестов (где-то у меня была и фотодокументация с выставки). Так я познакомилась с сурдопереводчицей, которая работала (по-моему, директором) в культурном центре Украинского общества глухонемых в Киеве. Поэтому когда в 1998 году у меня возникла идея хора глухонемых (за 15 лет до фильма “Племя”), Марта Кузьма, директор ЦСМ Сороса, поддержала эту идею небольшим бюджетом для участия Центра глухонемых в перформенсе, и я обратилась к сурдопереводчице за помощью. Оказалось, что в Центре глухонемых (Дом культуры советского периода) функционирует кружок, где глухонемые поют песни жестами (такая версия караоке с жестами) под руководством профессионального хормейcтера. Проводились концерты с выступлениями участников кружка, имелась аудитория. Там уже сложилась своеобразная иерархия со своими звездами и фанами. Конечно, песни исполнялись или соло, или дуэтами, но они согласились спеть жестами и хором. Я попросила порепетировать песню “Варяг” и прочие песни бывшего школьного репертуара, одеть парадную форму — светлый верх, темный низ. Перформенс проходил у них же в Доме культуры (в стиле сталинского ампира) со съемкой для реализации арт-фильма в эстетике документального кино. Однако перформенс не был немым, как можно было ожидать, участники обладали разной степенью как глухоты, так и воспроизведения звука, получалась своеобразная какофония.
Снимала молодая профессиональный оператор Елена Порошан, S-VHS камеру отдолжили в

[1] Оксана Чепелик [Електронний ресурс]: http://www.mari.kiev.ua/06_03.htm

Історична довідка

«На выставке “День з життя” в ЦСМ Сороса в 1998 году демонстрировался фрагмент моего проекта “Очевидна невідворотність” / “Очевидная неотвратимость” в зале параллельно с циклом фотографий Бориса Михайлова. Видео “Очевидна невідворотність” демонстрировалось на большом телевизоре, а рядом сидела сурдопереводчица и переводила исповеди на язык жестов (где-то у меня была и фотодокументация с выставки). Так я познакомилась с сурдопереводчицей, которая работала (по-моему, директором) в культурном центре Украинского общества глухонемых в Киеве. Поэтому когда в 1998 году у меня возникла идея хора глухонемых (за 15 лет до фильма “Племя”), Марта Кузьма, директор ЦСМ Сороса, поддержала эту идею небольшим бюджетом для участия Центра глухонемых в перформенсе, и я обратилась к сурдопереводчице за помощью. Оказалось, что в Центре глухонемых (Дом культуры советского периода) функционирует кружок, где глухонемые поют песни жестами (такая версия караоке с жестами) под руководством профессионального хормейcтера. Проводились концерты с выступлениями участников кружка, имелась аудитория. Там уже сложилась своеобразная иерархия со своими звездами и фанами. Конечно, песни исполнялись или соло, или дуэтами, но они согласились спеть жестами и хором. Я попросила порепетировать песню “Варяг” и прочие песни бывшего школьного репертуара, одеть парадную форму — светлый верх, темный низ. Перформенс проходил у них же в Доме культуры (в стиле сталинского ампира) со съемкой для реализации арт-фильма в эстетике документального кино. Однако перформенс не был немым, как можно было ожидать, участники обладали разной степенью как глухоты, так и воспроизведения звука, получалась своеобразная какофония.
Снимала молодая профессиональный оператор Елена Порошан, S-VHS камеру отдолжили в ЦСМ “Дах” у Влада Троицкого, так как в тот момент Марту Кузьму сменил Ежи Онух, который отказался заплатить Центру глухонемых за работу и как следствие отказался сотрудничать и демонстрировать проект (примечательно же, что тремя годами позже Артур Жмиевский стал работать с глухонемымы и в его видео “Урок пения” (2001) хор глухонемых исполнил “Господи, помилуй” в Варшаве c повтором в Германии “Урок пения II” (2003). Случайно?).
Итак, чтобы реализовать проект при отсутствии финансирования и какой-либо возможности монтажа, я пошла на мастер-класс по созданию CD-ROM “История? Мистификация? Реальность?”, который объединил проект с видео “Любимые игрушки лидеров” и “Хор глухонемых”, что реализовали кураторы MediaArtLab Наталья Манжалий и Людмила Моцюк в 1998 году на целевой грант, полученный ранее из Нью-Йорка. CD-диск “История? Мистификация? Реальность?” был продемонстрирован на финальной презентации программы “Инфо Медиа Банк” в Киеве и все-таки был продемонстрирован в ЦСМ Сороса в рамках акции инновационного перформенса (два медиа-проекта о постановке “Вишневого сада” Бориса Юхананова с участием больных синдромом Дауна и CD-диск Оксаны Чепелик) на фестивале “Мистецьке Березілля” в апреле 1999-го. Организатором фестиваля был Сергей Проскурня, таким образом полгода спустя оплату труда глухонемых взял на себя Проскурня. Также CD-диск “История? Мистификация? Реальность?” был представлен на Ars-Electronica в Линце (Австрия) в 1999 году (каталог) и в рамках совместного с Уте Вайс-Ледер проекта “Range / Reichweite / Далекосяжність” (каталог), который проходил при поддержке Гете-Института в выставочных залах Киевского дома художника в 1999 году, на выставке «EVA 2001» в рамках форума “Мультимедиа в культуре, искусстве, образовании” в Москве.
Возможность наконец-то смонтировать отдельно видео появилась в США, где у меня не было исходных материалов, а только сжатое видео для CD-ROM. При растягивании его на весь экран терялось качество, это спровоцировало экспериментальные мультиэкранные поиски».[1]».

[1] З особистого листування Катерини Блудової з художницею від 12.02.2016

Виставки

Презентація «Відкритого архіву українського медіа-арту» (2014.09.27)
Оксана Чепелик, , Кирило Проценко, Олександр Гнилицький, Наталя Філоненко, Фонд Мазоха, Володимир Кауфман, Савадов-Сенченко, Ілля Чічкан, Андрій Казанджій, Мирослав Кульчицький, Вадим Чекорський, Гліб Катчук, Олександр Ройтбурд, Ілля Ісупов, Іван Цюпка, Олександр Верещак, Ольга Кашимбекова, Сергій Братков

Презентація «Відкритого архіву українського медіа-арту» (2015.04.23)
Оксана Чепелик, , Кирило Проценко, Олександр Гнилицький, Наталя Філоненко, Фонд Мазоха, Савадов-Сенченко, Ілля Чічкан, Андрій Казанджій, Мирослав Кульчицький, Вадим Чекорський, Гліб Катчук, Олександр Ройтбурд, Ілля Ісупов, Іван Цюпка, Олександр Верещак, Ольга Кашимбекова,