Автор роботи
Розміри: розміри варіюються
Категорія: Інсталяція
Техніка: змішана, інсталяція
Створено: 1994 р.
На замовлення / за підтримки: створено для проекту "Алхімічна капітуляція" (1994)
Місце створення: м.Севастополь, Україна
Публікації Дослідницкої платформи
Опис роботи
Для кураторського проекту Марти Кузьми “Алхімічна капітуляція”, що відбувся в 1994 на судні “Славутич” у Севастополі, художник створив спеціальну інсталяцію, трактуючи трансмутаційні ідеї алхімії та філософські смисли, що їх супроводжують. Розглянувши саму ідею броненосця, як мутацію звичайного корабля, Чічкан співвідніс її з людськими мутаціями, використавши для цього зародки, позичені в Музеї історії медицини Чорнобиля. В зоні російсько-українського конфлікту через права на Чорне море художник привернув увагу ще до однієї актуальної проблеми, успадкованої з радянського минулого – ненароджені мутанти мали відстоювати свої права на соціальну, політичну та індивідуальну ідентичність.
Історична довідка
Ілля Чичкан про створення роботи:
“Несколько лет назад, когда еще Севастополь был закрытый город (там делили флот), нам предложили сделать выставку на военном корабле с атомным оружием. Люди, которые предлагали, думали, что там будут висеть картины и стоять статуи. Ну, мы приехали посмотреть на корабль. Нас встречали, как полагается – капитан выстроил моряков, они все отдали честь. Представляете, все отдают честь, а тут мы с Гнилицким идем, уроды такие. Потом пили спирт в корабельном ресторане для офицеров.
Я посмотрел на этот корабль… Что же можно сделать такое, чтобы оно перло круче, чем корабль? Потому что корабль пер так, что просто майка заворачивалась. Я подумал, что военный корабль – это просто мутация корабля обычного, который для плавания. То есть, сначала корабли делали для того, чтобы на них плавать, а потом они мутировали. И я понял, что ему можно противопоставить только человеческие мутации. Метнулся в музей медицины, набрал разных мутантов: двухголовых, пятируких, разнообразных, в колбах с формалином. Взял пять штук. И, с этими мутантами, поспешил в аэропорт Жуляны. Пиздую себе в Жуляны, а у меня старый «Пежо», 60-х годов, очень опаздываю. На светофоре затормозил, и все эти колбы с заднего сидения попадали. Оборачиваюсь и вижу, что три банки из пяти ёбнулись и пятнадцать литров формалина в машине плавают. И тут немного хуевато мне стало, – это все случилось на Прорезной. Я припарковался, забежал напротив в супермаркет, купил кульков, таких черных, для мусора, и стал перекладывать этих парней-мутантов – из машины просто вылавливал и клал в пакеты. Трехголовых, пятиголовых…
А погода замечательная – весна. Люди все такие счастливые ходят. Но те, кто проходил мимо меня, становились реально охуевшими. Я не мог внутри машины это сделать, потому, что из-за едких паров нельзя было там находиться. Так что зрелище было довольно прикольное. Собрал все это дело в кулек и вызвал такси. А машину оставил открытой, так как спиздить ее было реально невозможно. Сел в такси, воняющий весь формалином, примелся в Жуляны и когда положил всю эту хуйню на дорожки для проверки, сразу понял – вот тут начинается самое интересное. Я сейчас кладу этот пакет, и человек, который проверяет, видит пять трупиков… Кулек уезжает, а таможенник уже стоит совершенно охуевший и спрашивает: «Что это такое?» Я начинаю пиздеть на драйве, мол я – студент мединститута и это – моя дипломная работа. Затем беру кулек и, пока совершенно охуевший чувак продолжает стоять, быстро уябываю.
Прилетаю в Севастополь и единственное, о чем беспокоюсь – это мутанты. Совершенно не знаю, сколько они могут продержаться без формалина. Только нас поселили в гостинице, стразу же в номере запихал этих ребят в холодильник и выпил бутылку шампанского, потому что находился уже в настолько стрессовом состоянии, что просто пиздец. Потом спускаюсь вниз на рецепцию и говорю: «Вот эти люди, которые убирают, пусть не заглядывают в холодильник». Потому что трупиков иначе могло бы прибавиться. К тому же, оказалось, что это разлился не формалин, а какой-то раствор на его основе.
Я примелся в городской морг, там ко мне вышел человек, который все время что-то жевал. Я ему рассказываю всю эту историю – только в кино такое может случиться. Он меня выслушал внимательно, а потом говорит: «Иди за мной». Заходим в какую-то комнату. И он мне показывает свою частную коллекцию. А там просто космос! Такие уроды! Я даже мог не везти своих из Киева. Там у него такие красоты…
Потом я купил аквариум, составил раствор и запустил туда этих парней. Они у меня там плавали до самой выставки.”
з статті Костянтина Дорошенко для журналу “НОН”, №6, 2000, стр.24
Виставки
Алхімічна капітуляція (1994.07.20 - 1994)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Наталя Філоненко, Максим Мамсіков, Арсен Савадов, Ілля Чічкан, Георгій Сенченко, Савадов-Сенченко, Група швидкого реагування, Олег Тістол, Микола Маценко, Олександр Харченко, Фонд Мазоха, Андрій Сагайдаковський
Барбарос (1995.03.29 - 1995.04.06)
Олександр Соловйов (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Ілля Чічкан, Вікторія Пархоменко, Тетяна Гершуні, Кирило Чичкан, Арсен Савадов, Савадов-Сенченко, Георгій Сенченко, Анатолій Ганкевич, Група Ганкевич-Мігас, Олег Мігас, Максим Мамсіков, Наталя Філоненко, Василь Цаголов, Леонід Вартиванов, Олександр Харченко, Руслан Рубанський, Андрій Казанджій, Володимир Єршихін, Олександр Друганов, Сергій Братков
Майбутнє настало. Українське мистецтво 90-х (1999.06.18 - 1999.08.18)
Оксана Чепелик, Олександр Гнилицький, Гліб Катчук, Василь Цаголов, Сергій Братков, Максим Мамсіков, Кирило Проценко, Ілля Чічкан, Олександр Ройтбурд, Ігор Гусєв, Мирослав Кульчицький, Вадим Чекорський, Олег Кулик, Ігор Подольчак, Ігор Дюрич, Фонд Мазоха, Іван Цюпка, Арсен Савадов, Савадов-Сенченко, Георгій Сенченко, Олександр Харченко, Група швидкого реагування, Борис Михайлов
Майбутнє настало. Українське мистецтво 1990-х (1999.09.09 - 1999.09.30)
Оксана Чепелик, Олександр Гнилицький, Гліб Катчук, Василь Цаголов, Сергій Братков, Ілля Чічкан, Мирослав Кульчицький, Вадим Чекорський, Олег Кулик, Іван Цюпка, Кирило Проценко, Савадов-Сенченко, Арсен Савадов, Георгій Сенченко, Олександр Харченко, Наталя Філоненко, Ігор Подольчак, Олександр Ройтбурд, Ігор Гусєв, Максим Мамсіков, Фонд Мазоха, Ігор Дюрич, Група швидкого реагування, Борис Михайлов