Юрій Лейдерман про свій перформанс “Танці вбитих троянців”


Опублікований коментар

Помимо знаменитого списка ахейских (европейских) кораблей “Илиада” Гомера содержит еще более обширный каталог телесных деформаций и способов умерщвления, означенный в основном именами убитых троянцев (азиатов). Здесь есть разнообразно пробитые и расколотые черепа: в ухо и насквозь через другое ухо; насквозь в висок; через переносицу, рот и подбородок; ударом в затылок — так что глаза кровавыми шариками падают к подножию колесницы. Есть стрелы, вонзающиеся в сердце, в плечо, в печень, в лобковую кость насквозь, в мочевой пузырь. Есть шеи, пробитые так, что голова, повисающая лишь на коже, бессильно валится набок, есть туловища без головы и рук, “как ступа” катящиеся среди сражающихся. Троянцы выполняют в основном роль “пушечного мяса”, ибо они появляются, как правило, лишь для того, чтобы немедленно быть убитыми кем-то из ахейских вождей. Их появление равносильно исчезновению, помимо способов убийства текст сообщает лишь их имена − очевидно, придумывавшиеся наспех, произвольно, подчиняясь только требованиям размера. Так что этот наиболее “жестокий” уровень “Илиады” парадоксально является и наиболее “поэтическим”.

Приведенная здесь таблица составлена на основании скрупулезного текстологического анализа “Илиады”: в левом вертикальном столбце приведены имена всех ахейских вождей, а по горизонталям − имена убитых каждым из них троянцев, с конкретизацией способа поражения: в голову, в шею, в плечи, грудь и т.д. Далее были составлены схемы, когда на условном контуре тела (так сказать, тела “неизвестного троянского солдата”) отмечались поражения всех троянцев, убитых, предположим, Ахиллесом, или Аяксом, Одиссеем, Диомедом и т.д. Одновременно же это являлось и подобием танцевальных схем, где направления ударов − скажем, копья, вошедшего в грудь и вышедшего из спины − маркировались как позиции левой и правой ступней. И наконец, увеличив эти схемы на полу, я сам пробовал протанцевать каждый из таких танцев, всякий раз под одну и ту же, очень “европейскую”, бравурную, героическую музыку (отрывок из 5-ой симфонии Шуберта).

Проект этот пользовался неожиданным успехом, и предложения представить его стали поступать из различных мест. Пытаясь немного разнообразить дело, я стал варьировать наборы танцев от города к городу: в Варшаве это могли быть, скажем, танцы Ахиллеса, Менелая, Диомеда, Аякса, в Москве к ним прибавлялся танец Агамемнона, в Париже были Ахиллес, Агамемнон, Диомед и Патрокл, и т.д. Впрочем, очевидно, что все эти танцы выглядели примерно одинаково: безоглядный европейский героизм, распластанная азиатская ущербность и маленький очкастый человек в черной джинсовой курточке неуклюже мечущийся между ними[1]

[1] Лейдерман Ю. Танцы убитых траянцев  [Електронний ресурс] // Московский концептуализм – Режим доступу до ресурсу: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=949