Пов'язані профайли художників
Интеллектуальная биография Юрия Лейдермана на разных ее этапах свела его как с поэтикой архива, так и с поэтикой реальности. Он был причастен московской концептуальной школе Ильи Кабакова и Андрея Монастырского, входил в состав группы их самых истых последователей («Медицинскую герменевтику»), однако затем дистанцировался как раз в тот момент, когда работа этого круга художников стала принимать контуры поэтики архива. В последствии он разделил с Олегом Куликом, Анатолией Осмоловским и др. усилия по обновлению ценностных горизонтов московской художественной сцены, однако дистанцировался и от них, когда их работа стала принимать контуры поэтики реальности. Ему абсолютно очевидна исчерпанность андеграундной традиции: бессмысленно реанимировать прошлое фетишизируя его тексты и догматы. Традиции надо вернуть ее подлинный статус, т.е. она должна стать фактом истории. Однако в тоже самое время ему очевидно, что с редукцией традиции исчезает последняя система придавшая онтологический статус бытию. Масштабность и драматизм это катастрофы должен быть осознан глубоко и ответственно: ведь слепое доверие реальности лишает дистанции и следовательно возможности ее постижения.
В результате, поэтика Лейдермана ставит перед собой задачу обретения новой пост-катастрофической идентичности и может быть определена негативной онтологией. Смысл этой поэтики в неизменном обращении к универсалистским горизонтам, в неизменном построении онтологический конструкций. Противостоя лапидарности поэтики реальности, Лейдерман видит особую ценность в спекулятивной изощренности, безупречной логике причинно-следственных процедур, архитектонической стройности своих онтологических моделей. Однако при этом неизменно в основу его конструкций закладывается семантический вакуум: одно из звеньев их смысловой цепочки оказывается разомкнутым. Так, поэтика Лейдермана реконструирует онтологические ценности и одновременно демонтирует их. Так, в эпоху кризиса онтологии стремясь избежать идеологический призраков или консервативной ортодоксии он пытается валоризировать сам процесс взыскания онтологии.[1]
[1] Misiano V. Yuri Leiderman’s negative ontology / Victor Misiano // La route Jura-Paris /fragments/ / Victor Misiano. – Tours, France: CCC, Galerie Michel Rein, 1995. – (13-19), (взятий російський оригінал тексту В. Мізіано)