![](https://archive.pinchukartcentre.org/wp-content/uploads/2018/10/-e1540564731802.jpeg)
Пов'язані профайли художників
Спецпроект Vogue.ua и PinchukArtCentre: все о художнике Кирилле Проценко
В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, прошлое и настоящее, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. В рамках проекта Vogue.ua и арт-центр публикуют статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Олег Тистол. Следующий герой – Кирилл Проценко, рок-звезда арт-сквота “Паркоммуна”.
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/7ba/02e/dac/5954dac02e7ba.png)
Образ Кирилла Проценко как рок-звезды от искусства возник не на пустом месте. Пересматривая фото, сделанные во времена вечеринок на Паркоммуне в начале 1990-х, можно насчитать десяток вариаций причесок Проценко, полюбоваться разными «прикидами» художника, которые можно описать как сочетание фирменных солнцезащитных очков с одеждой, купленной на Сенном рынке. В ранних 1990-х в Киеве не было такого разнообразия музыкальных заведений, как сейчас. Youtube тоже не было. Вместо этого были подпольные концерты, постоянное копирование кассет и их круговорот среди меломанов. Как и сейчас, чтобы прослыть интеллектуалом, тогда нужно было не только читать правильные книжки, интересоваться контркультурным искусством, но и быть в курсе последних музыкальных новинок. В 1990-х всё это можно было сделать на Паркоммуне.
Кирилл Проценко в Паркоммуне заведовал отделом рейва вместе с Ильей Чичканом. Он и привел музыкантов в сквот. В одной из квартир сквота на Ирининской даже организовали репетиционную базу для нескольких групп. Позже Кирилл Проценко соосновал музыкальный лейбл «Термос», организовывал вечеринки в Берлине, вместе с Иваном Москаленко (aka DJ Derbastler) создал арт-медиа проект RADIO-EURASIA, участвовал в убойном аудио-видео перформансе в аэропорту в Венеции вместе с друзьями, группой Gogol Bordello, во время Венецианской биеннале в 2003-м. Стоит отметить, что аэропорт этот расположен на острове Лидо и был построен еще при Муссолини для частных самолетов, поэтому там практически ничего не происходит. Художникам и музыкантам своим перформансом «Экстра Шенген» удалось «всколыхнуть базу» самого спокойного места Венеции. Сам Кирилл вспоминает: «Количество порванных платьев Prada при перелезании через забор на эту вечеринку, побило все рекорды».
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/195/9a1/ae6/5954ae69a1195.jpeg)
При этом в своем искусстве Проценко меньше всего похож на рокера: вдумчивый, последовательный, внимательный к деталям. Имидж хулигана и модника разбивается о техническую безукоризненность его работ. Он получил классическое художественное образование: в Республиканской художественной средней школе (сейчас – Государственная художественная средняя школа им. Т.Г. Шевченко); в Киевской академии искусств на отделении свободной графики. Видео, звук, фотография, выжигание, живопись — все эти инструменты доступны художнику и периоды увлечения каждым из них сменяют друг друга.
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/da7/1c6/ae9/5954ae91c6da7.jpeg)
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/087/bc9/ae9/5954ae9bc9087.jpeg)
Кирилл Проценко принимал участие во всех выставках круга Парижской коммуны, курируемых Александром Соловьевым, но его первая персональная выставка «Падающая звезда» прошла в непривычной для 1994 года форме социологического исследования в Киеве (галерея «Бланк-арт»). На фоне одноименной работы зрителям предлагалось зафиксировать одно своё заветное желание. Через год Проценко предоставилась возможность расширить аудиторию проекта, показав выставку в Нью-Йорке. Стоит ли говорить о том, как сильно разнились ответы респондентов в этих городах?
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/f0b/be0/af2/5954af2be0f0b.jpeg)
Искусствовед Олег Сидор-Гибелинда охарактеризовал Кирилла Проценко так: «Его лучший друг — Джеймс Бонд (на картине 1991 года «Большая проблема» он даже изображен дважды), его любимый герой — Старик Хоттабыч (понятно, где сошлись Восток и Запад)». Действительно, основной темой исследования Проценко в искусстве являются символы массовой культуры — образы, понятные всем, считываемые публикой за считанные мгновения. В основном, конечно, эти символы понятны на постсоветском пространстве, но есть и универсальные, такие, например, как вышеупомянутый Джеймс Бонд. Эта секундная радость узнавания сменяется тревогой в тот момент, когда зритель замечает, что с любимым героем его детства или кумиром юности что-то не так. Проценко заставляет нас работать со своими стереотипами и детскими страхами.
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/61e/f3b/af6/5954af6f3b61e.jpeg)
Большая часть работ Проценко сделаны при помощи метода выжигания. Сам метод создания работ Проценко перенес в разряд высокого искусства из статуса пионерского хобби еще в 1995 году. Как метко подметил Константин Дорошенко в свежем тексте о художнике, «в 1990-х Проценко раскованно нивелирует цеховой снобизм, создавая прибором для выжигания масштабные образы могучих, изящных, соблазнительных тел». В этой серии Проценко «прошелся» по системе важнейших визуальных кодов: «гедеэровские» переводные наклейки с изображением миловидных девушек («Бейбы», 1995, фанера, выжигание) летчики-герои, кадры из первых доступных в 90-х иностранных фильмов, страницы учебника по анатомии, мультяшные герои, бодибилдеры. После первой серии «Выжигателя» Проценко создавал много разных работ: видео, живопись, работы в технике высокой печати, объекты, хеппенинги, но выжигатель далеко не прятал и возвращается к этой технике и по сей день. И хоть на прошедшей недавно выставке Кирилла Проценко «Обратная связь» есть остроумная работа с бутсами, которая называется «Завязал», надеюсь, с выжиганием он не покончил.
Продолжая путешествие по творчеству Проценко, разглядываем работу «Техника безопасности», в которой художник решил усилить защитные свойства строительных касок с помощью нанесения на них портретов различных духовных лидеров всех времен и народов. Портрет, естественно, обращен лицом к опасности – пресловутому кирпичу, падающему на голову. Перед глазами тут же возникают торпеды автомобилей всех киевских таксистов, обклеенные пластиковыми китайскими иконками «для защиты» самих же таксистов, которые обижаются на пассажиров, пытающихся пристегнуться.
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/db0/6be/b1a/5954b1a6bedb0.jpeg)
Иронизируя над консьюмеризмом покупателей искусства, Проценко создает серию «Натюрморт — на кухню. Пейзаж — в спальню» (презентована в галерея «РА» в 2002 году). Здесь художник тоже не удержался и использовал самые «не элитарные» материалы – обои как подложку, а сами натюрморты были с помощью ксерокса перенесены из культовой «Книги о вкусной и здоровой пище» на кальку. Не обошлось без рам в позолоте. Серии Проценко рождаются из регулярного исследования больных мест нашего общества. Отсюда — гротескный фотоцикл «Браконьеры» (2010), в котором в качестве модели поучаствовал и сам автор, где маленькая деталь — игрушечные глазки, полностью меняют всю смысловую нагрузку.
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/b8f/2ca/b1e/5954b1e2cab8f.jpeg)
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/4a9/078/b1e/5954b1e0784a9.jpeg)
![](https://vogue.ua/media/cache/resolve/inline_990x/uploads/article-inline/3a0/6f0/b1f/5954b1f6f03a0.jpeg)
Так действует Проценко: с помощью иронии, не назидательно, без морализаторства поднимает серьезные вопросы. Искусство Проценко дружелюбно по отношению к чуткому зрителю – темы, смыслы и формы понятны – они знакомы нам с детства. Проценко миксует их как диджей, а некоторые ставит на луп (повторяет – прим.авт.), создавая еще один смысловой слой, а потом еще и еще.
Текст: Ксения Малых