Пов'язані профайли художників
Маятник жизни Димы колебался между уютным, теплым, добрым миром дома и мастерскими отца и других художников, где висело напряжение драмы, борьбы художника с окружающим миром, где витало неясное, но такое яркое ощущение творчества, неведомых, притягательных миров. И… центростремительная сила творческого окружения вынесла его на свою собственную орбиту. Ему также повезло с учителями – силовое поле Сергея Ануфриева и Александра Ройтбурда очень быстро сформировало его художественное мышление, а совместное творчество с талантливыми сверстниками – Аркадием Насоновым и Димой Лигейросом создало свое, особое пространство. Не обладая отцовской мощью, он стал искать в себе иные творческие свойства, свои темы, образы, персонажей, свою эстетику, антиэстетику, пронизанную ощущением конца века. Дима быстро прошел свой розовый, голубой периоды, своего Шагала. Это работы, где на большом пространстве холста почти ничего как бы нет, лишь ощущение порыва, смятения, подсознательного лепета персонажей.
Минимализм цвета и формы не исключает постмодернистской смысловой и образной напряженности. Дима не выстраивает, как отец, свою картину мира, он пользуется готовой картиной искусства, вернее, ее гигантской мозаичной фреской, он выхватывает из нее фрагменты и сплавляет их нестыкуемые элементы в многомерные сложноподчиненные фразы.
Раньше говорили о сути творчества – состояние души. Сейчас это определяется образом жизни, содержанием ее.
Поэтому язык психотехники изобилует такими понятиями, как – “возгонка смыслов”, “реакция – акция”, “рекреация – креация”, “небесная механика”,
“светло-цветовой дискус”, “вирусология смыслов”, “атмосферная логика” и т.д. И это не просто красивые слова, а материал к работе. Дима с соратниками создает “Лабораторию смыслов”, “Эфирный лабораторий”, “Облачную комиссию”. В инсталляциях, выставках этих лабораторий цветосветовые объекты – мигающие, пульсирующие в фиолетовых, розовых вспышках, с зеленым, возникающим изнутри светом – создают свою особую, визуальную азбуку Морзе-Морзе, сигналы “смысловых погружений”…
Лаборант “Института смыслов”, комиссар “облачной комиссии” – Дмитрий Дульфан не дает определений, он ставит вопросы. Это не игра с архетипами, с мифологией, скорее, разработки новых смыслов, которые, возможно, выведут нас на создание Нового Мифа. Диагностика словесной реальности, которая как бы более открывает иные визуальные и литературные просторы, простирающиеся в общих и индивидуальных пространствах сознания…
Свое пространство творчества он формирует, мистифицируя реальность своей мастерской. В ней начинали цвести светящиеся цветы, переливались светом тонкие столбы, пульсировали загадочные существа. Незатейливый объект “Цветение Будды” разрастается в целую оранжерею – “Трансфлора”, а сложные, многозначные инсталляции превращаются в простые, но более выразительные объекты.
В последних работах Дмитрия Дульфана все более проступает стремление освоить московское направление – “виртуальность вручную”. Московские авангардисты, хорошо зная проблематику современного искусства Запада и возможности современных западных технологий, понимают также абсолютную невозможность этого у нас. И, естественно, возникает стремление минимумом средств создать что-то значительное, противопоставить Западу замену новых технологий тонкое соотношение Идей со странными, необычными средствами выражения на современном языке, избегая западной тяжести и серьезности. Желая избежать того, чтобы язык выражения превалировал над идеей, Дима ищет выход из актуальных, модных течений современного искусства. Его проекты можно отнести к идеям “Фэн-Шуй”, они осуществимы в открытых и закрытых пространствах.
Пока Дима выращивает свои цветы. Интересно, каковы же будут плоды?
Вспоминается незатейливая старая песенка: “Эх, яблочко, куда ты котишься, ко мне в рот попадешь – не воротишься!” – Кто же это поет? – Муза? Судьба? Затейливая Парка? – Или Искус Искусства…