Катерина Ботанова про проект Юрія Кручака та Юлії Костерєвої «Глобальне Нове Локальне»

Автор: Катерина Ботанова

Опублікований коментар

Пов'язані профайли художників

[…] одна из последних тем, о которых я хочу поговорить, – это невидимые вещи. Искусство сегодня часто работает с вопросами и процессами невидимыми, физически не ощущаемыми, которые не выливаются ни в какие материальные объекты в конце концов: человеческие отношения, отношения между разными сообществами, как эти отношения строятся и насколько разные группы людей в состоянии вообще находить какие-то консенсусы и взаимопонимание, формулировать какие-то общие цели. Вот это ряд вопросов, которые поднимают украинские художники Юрий Кручак и Юлия Костерева, работая именно с такими нематериальными вещами, они мимикрируют под определенные социальные роли в своих проектах с разными сообществами. В проекте «Глобальное Новое Локальное», который они делали с СSM в прошлом году, они пригласили разных людей для того, чтобы вместе с ними проработать ряд вопросов и просто подумать вместе о том, как художники, как среда современного искусства может работать с публикой, и насколько эта аудитория вообще важна для нас как людей, которые производят искусство в том или ином смысле. Хотим ли мы оставаться в узком, таком замкнутом, снобском кругу, и вообще как быть с этой публикой, которая не знает, не понимает, не хочет, но все равно для нас важна?

45.png
Юрий Кручак/Юлия Костерева. Глобальное Новое Локальное. 2012

«Как можно сделать локальную публику своими сторонниками? Какие ресурсы мы можем найти и создать для поддержки наших художественных и социальных практик, работая вместе на локальном и на международном уровне? Должно ли искусство учить или само должно учиться у разных групп населения, с которыми оно работает? Что есть наиболее эффективное для социального превращения и развития художественного языка – демонтаж границы между искусством и реальностью, изменение системы изнутри или существует какой-то третий путь?»

И суть проекта заключалась не в том, чтобы создать какие-то конкретные объекты, а в том, чтобы эти вопросы были сформулированы и очень разными людьми проговорены, и уже важна сама постановка вопросов, потому что, когда вопрос звучит, человек способен увидеть, что стоит за этим вопросом. Если человек задает вопрос: «А почему это происходит?» – значит, он понимает, что что-то происходит странное, какая-то есть проблема. Вот это умение формулировать вопрос очень ценно для современного искусства, и не всегда стоит давать на ответы на все вопросы. Хотя завтра мы будем говорить о кураторах, будем говорить о стратегии Артура Жмиевского, который, будучи куратором 7-й Берлинской биеннале, сказал, что хватит задавать вопросы, искусство должно давать ответы. Общество сегодня находится в таком состоянии, что наконец-то нужно давать ответы. Но об этом мы поговорим завтра.