Олег Тістол про рок-н-ролл у мистецтві 1980-х та апропріацію стереотипів. Дзеркало тижня, 2009


Опублікований коментар

Нас можно сравнить с битлами в рок-музыке. С одной стороны, получили достаточно качественное образование при совке. Потом успели ощутить давление в осознанном возрасте, и наконец, в конце 80-х реализовались как художники. Еще нас можно сравнить со сжатой пружиной, которая внезапно выпрямилась. У сегодняшнего поколения художников, впрочем, эта пружина и не сжималась. Мы же успели ощутить на себе и КГБ, и преследования. К тому же видели судьбы старшего поколения. И если бы нам не дали свободу, мы стали бы диссидентами. Другое дело, насколько общество было готово таких художников воспринимать. Но оказалось, что общество готово. На первых выставках стояли огромные очереди. Те годы были интересными, я их воспринимаю цельным десятилетием! Тогда появился центр «Брама», Центр Сороса. Все это было интересно и увлекательно. Хотя жили бедно. А уже во вторую половину 90-х случилось культурное «умирание» жизни Киева. Этот период завершен — особенно в последние четыре года. Сейчас о культуру вытерли ноги. Ведь на сегодняшний день это, по сути, первая реальная выставка, которую госучреждение — Национальный музей — нам предложил. С одной стороны, это и радует, а с другой — внушает ужас. Творчество этой волны не понимали чиновники. Но в 90-е они хотя бы не мешали… А посмотрите, что делается сейчас с передвижением культурных ценностей. Есть на таможнях некий документ, присланный из Минкульта, в котором список 10—15 художников (якобы миллионеров), в которые вхожу и я… И это затрудняет вывоз картин. Они практически сделали нас «невывозными художниками». Не говорю, что чиновники должны нас понимать, но пусть хотя бы уважают. А оценки арт-искусству должны делать реальные эксперты. В середине 80-х я занимался украинскими стереотипами, национальной проблематикой. Та первая программа середины 80-х называлась «Волевая грань национального постэклектизма». Она была идеологически противоположна постмодернизму. Хотели создать новое украинское современное национальное искусство. На нынешней выставке я представляю три чудом уцелевшие работы того периода. Они хранятся в разных коллекциях. Это «Синай», «Кавказ» и самая большая из них — «Воссоединение», в которой с помощью полумифических персонажей показано объединение Украины и России.