Аліса Ложкіна про Василя Рябченка

Автор: Аліса Ложкіна

Опублікований коментар

Пов'язані профайли художників

Василий Рябченко начинал еще в семидесятые. Большое влияние на его формирование оказала дружба с Валентином Хрущом. Влияние Хруща особенно заметно в ранних работах Рябченко. Их отличает синтез «западного» и «восточного» подходов к живописи – почти «английский» аристократический аскетизм языка органично перетекает в китайский «танец кисти», сдержанность уравновешивается свободой и легкостью.Во второй половине восьмидесятых Василий Рябченко проникается идеями трансавангарда. Но если в целом украинский трансавнгард аппелировал к эстетике барокко, работы Рябченко того времени можно, скорее, обозначить как «новое рококо». Для «трансавнгардного» Рябченко характерны программная пустотность и выверенный эстетизм, легкомысленная игривость и механистическая комбинаторика. Художник как бы притворяется куртуазным декоратором. Виртуозность становится идеологией. «Рябченко в своих произведениях является медиатором объективной пустотности по законам красоты. Причем фигуративность не умаляет, а усиливает эту интенцию. Для воплощения вакуума художник умножает изящество рокайля, стилизованность модерна и роскошь великосветского барокко на абсолютную деконструкцию мифологических смыслов. <…> Рябченко изображает фантомы небытия, но делает это красиво. Он представляет «иллюзион», «театр теней»… (М. Рашковецкий)

«Линия рококо» прослеживается и в последующих работах Рябченко, вплоть до сделанных в последнее время. Художник по-прежнему привержен пристрастиям девяностых. Кажется, «вдохновенно-иррациональная «перекомпозиция» мотивов собственного вчерашнего творчества» (В. Левашов) приобретает характер наваждения. Однако, внутри повествования происходят очевидные сдвиги.

Оно становится более эмоциональным и слегка сбивчивым. В нем появляются нотки иррационализма и беспокойства. Пасторальная беспечность порой уступает место рефлексии и нарастающему драматизму. «Театр теней» все больше напоминает кинематограф, а то и клип. Неизменным остается только безупречное качество живописи.