Пов'язані профайли художників
В том месте каталога выставки “ВАВИЛОН”, где должен был быть текст к репродукциям работ Василия Рябченко, – чистая страница. Возможно, эта буквальная пустотность и является совершенным комментарием к творчеству одесского художника. Средневековая живопись решала сложнейшую проблему передачи нематериального с помощью материальных средств. Рябченко в своих произведе¬ниях является медиатором объективной пустотности по законам красоты. Причем фигуративность не умаляет, а усиливает эту интенцию.
Для воплощения вакуума художник умножает изящество рокайля, стилизованность модерна и роскошь великосветского барокко на абсолютную деконструкцию мифологических смыслов. Изысканность линий, холодноватые вспышки цвета, как правило, плоскостных композиций выражают то, что находится вне плоскости изображений, то есть, ничего. Ни материальное, ни трансцендентное не обнаруживается в окружающей нас псевдодействительности. Рябченко изображает фантомы небытия, но делает это красиво. Он представляет “иллюзион”, “театр теней”, в котором отсутствуют тенеобразующая предметность как идеология. Таким образом, вторичность обретает свойства и качества оригинала. Нередко живопись Рябченко аппликативна, а аппликации живописны. Прорыв плоскости открывает плоскость. Место для наложения каждого фрагмента выбирается автором исключительно точно, со вкусом и тактом подлинного профессионала, изображающего ничто. Художника можно назвать “мастером квази” и уже с этих позиций говорить о его чувственности, иронии и философичности. Формальная красота произведений Рябченко не самоценна, ибо она выявляет безобразность пустоты. Но оборотная сторона пустотности – божественное ощущение сверхсвободы. Искусство художника скользит по гурту, балансируя между безысходностью отсутствия и легкомыслием беспечной неотягченности. |