Олег Сидор-Гібелінда про інсталяцію Максима Мамсікова «Даунтаун»

Автор: Олег Сидор-Гібелінда

Опублікований коментар

Пов'язані виставки

Пов'язані профайли художників

Пов'язані роботи художників

Ключевое тематическое понятие – будни – находит у авторов различное истолкование. Для Мамсикова оно воплощается в офисной повседневности. Для его коллеги – в криминальном экстремуме, составляющем ежедневный материал «Магнолии-ТВ» – разумеется, в виде последствий «на тротуаре».

Цаголов еще с 1993 года заворожен темой беспредела, последовательно отражая ее в жанрах фотокомикса, видео, перформанса. С недавнего времени эта тема пришла и в его живопись. Теперешняя композиция отчасти создана по мотивам фотосерии «Вынужденное насилие» (1994). Вроде бы ничего не изменилось – все так же лютуют «шестерки», пытают «многоумных», «опускают» отступников, изгаляются «авторитеты»… Разве что кадр стал пошире, интерьеров поменьше, дыхания – побольше (благо, размеры холста позволяют). Прототипы обратились бледными тенями себя самих, а в их преемниках появилось что-то злобное, беспощадное – в одной из новых композиций на сцену действия вышли глумливые рокеры. Если десять лет тому назад все роли исполняли друзья и приятели автора, кое-где не сумевшие скрыть лукавую усмешку, то сегодня Цаголов – полноправный хозяин своего художественного мирка. Где нет нужды выставлять экспозицию и выдержку, и с персонажами можно вести себя, как вздумается. Где вальяжно-небрежный мазок кисти, впитавший в себя уроки хорошего академического реализма, более чем кстати: живописное мастерство «снимает» ситуационную беспощадность.

Мамсиков скромнее в размерах (гипсовые фигурки, а не огромные полотна, как у его соседа по выставочной площадке), и как бы спокойнее по настроению. Излюбленный персонаж Цаголова: автомобиль – иномарочный, преимущественно. Излюбленный персонаж Мамсикова: монитор, что возникает среди скопления человеческих особей, вылепленных из глины и раскрашенных акрилом. Офис по Мамсикову – это бесконечные разборки, «раздачи слонов», совокупления на рабочем столе, драки и свалки с перевернутой мебелью.

В жизни всегда есть место абсурду. И трудовые будни, на самом деле – темный омут, изобилующий не одними только предсказуемыми стрессами. А также: страстями, шоками, маленькими трагедиями, которые порой ведут к большим последствиям.[1]

[1] Стаття Сидора-Гибелінди про проект «Будні» // http://kiev.guelman.ru/rus/exhibitions/sovmestnoye-predpriyatie/