Пов'язані профайли художників
Тема выставки располагает к использованию именно быстрых, репортажных форм изображения реальности, тем не менее, художники-участники выбирают «медленные» жанры – живопись и скульптуру. Отказываясь от современных форм художественной документации, авторы обращаются к устоявшимся традициям жанрового искусства как изображения повседневной жизни и бытовых сцен. Однако новая серия картин Василия Цаголова «Блуждающая пуля» не является криминальной хроникой, а скульптурные инсталляции Максима Мамсикова «Шелф Плаза» не показывают реальные офисные будни. Оба проекта являются имитацией социальных исследований, а сами произведения – имитацией этюдов с натуры.
Если живопись Василия Цаголова можно сравнивать с кинофильмом, то последний проект Максима Мамсикова «Шелф Плаза» – скорее с мультфильмом. Глиняные скульптуры, вылепленные в мультяшно-лилипутском масштабе, организованы в многофигурные мизансцены на полках-этажах импровизированных «высотных зданий». В построении «поэтажных» сюжетов чувствуются не только собственные эмпирические наблюдения автора, но и влияние экрана. Фигуры безымянных участников «производственных» сцен и разнообразные детали интерьера, раскрашенные акрилом, образуют объемные картины. Все происходящее как будто транслируется через камеры слежения.
Мамсиков избегает социальной критики, но пародийность непроизвольно возникает при трехмерной передаче даже самой неинтересной в реальности «производственной» сцены. Если видео- или фотоизображение простой жанровой сцены рискует тут же превратиться в банальный рекламный образ, то композициям Мамсикова это никак не грозит. Такой «пластилиновый» способ отражения действительности он считает адекватным его собственному отношению к современной реальности[1].
[1] Кураторська стаття Наталі Філоненко до проекту «Будні» // http://kiev.guelman.ru/rus/exhibitions/budni/