Місце проведення: Україна, Київ, Карась галерея
Групова виставка
2009.06.23 - 2009.07.07Опис
«Упорно»
23 Июня 2009 — 7 Июля 2009
Презентация — 23 Июня 2009, вторник, 19.00
Проект УПОРНО — реакция на якобы необходимый закон, цель которого — «приведение национального законодательства в соответствие с международно-правовыми обязательствами» и моральными нормами. Речь идет о статье 301 Криминального кодекса, действительного с 2001 года, в текст которой вносится довольно неоднозначное изменение: пункт, в котором устанавливается криминальная ответственность путем лишения свободы сроком до семи лет за производство и распространение порнографии, дополняется словом «хранение».
Кроме того, что статья не содержит пояснений о том, какого именно рода порнография имеется ввиду (то есть, надо полагать, пользователь на протяжении всех пунктов должен держать в голове не имеющую юридической силы пояснительную записку к проекту закона «о внесении изменений в статью 301…», в которой упоминается Международная Конвенция о правах ребенка относительно торговли детьми, детской проституции и детской порнографии), в ней в принципе отсутствует какое-либо определение самого значения «порнография». Таким образом, заинтересованный читатель должен обратиться (по собственной догадке и инициативе) к одному из протоколов Комиссии Украины по вопросам общественной морали, в котором формулируются критерии и признаки порнографической продукции и «криминальные» характеристики эротики. Последние, по сути, являются универсальным описанием и критикой любого визуального материала, широко используемого не только в contemporary art, но и в традиционном и историческом искусстве, а также во многих печатных изданиях, включая тематические.
Отдельное внимание привлек блок «Сексологические критерии порнографии» (пункт 2), в котором лица нетрадиционной сексуальной ориентации, а также люди, имеющие психические отклонения, ведущие половую жизнь, называются анормальными и извращенными.
В целом, в документе говорится о недопустимости демонстрации полового акта третьим особам, незадействованным в процессе. Также публичная демонстрация органов, служащих отличительными признаками пола, причисляется к государственному преступлению и называется такой, которая влечет за собой криминальную ответственность.
Раздел «Формальные и содержательные признаки порнографии» содержит перечисление и описание средств, которые часто служат формой в актуальном искусстве и несут функцию средства, а не цели. Этот блок в частности, как и остальные, может иметь искривленную неоднозначную трактовку, не относящуюся ни к вышеуказанной Конвенции, ни к международным моральным нормам в принципе.
Участники: Александр Белозор, Стас Волязловский, Сергей Зарва, Илья Исупов, Сергей Кузнецов, Леся Мальская, Юрий Пикуль, Александр Ройтбурд, Юрий Соломко, Александр Шевчук, Маша Шубина.
Алёна Емлютина
Тексты
Люся Комарницкая
Полемика о критериях эстетики, дозволенного и табуированного в сексуальном контексте ведется давно и упорно. Смена настроений разных культур в этом вопросе визуально прослеживается через всю историю искусства. Маятник эротического искусства качался от изображения откровенно сексуальных сцен на предметах быта во времена расцвета Помпеи до нелегальных пип-шоу этих же предметов в годы викторианской эпохи. Кстати, слово pornographia тоже уходит корнями в античность и буквально переводится с греческого как «изображение проститутки». Появилось оно около 410 года до н.э. в Афинах. Древнегреческий художник Паррасий любил гетеру Феодоту и писал ее обнаженной. Император Тиберий высоко ценил художника-сластолюбца и активно коллекционировал его рисунки.
Культура второй половины XX века безудержно вскрывала всевозможные табу. Апофеозом раскрепощения западного человека стала гендерно-сексуальная революция. Место homo sapiens занимает homo sexuals. Иллюзия свободы телесного выражения, казалось, приблизила гармонию физиологического и нравственного, вырвала человека за пределы тактильных фобий.
Хотя официально сексуальная революция миновала нашу территорию, современные массмедиа сполна компенсировали источники эротических познаний и пристрастий. Но сфера сексуального до сих пор остается точкой болезненого пересечения первобытной природы человека и морально-этических норм. Местом столкновения табу и желания, интимного и публичного. Человек — узник собственного животного начала, которое сурово подавляется социальной машиной. Раздираемый противоречиями, затравленный запретами человек, не в состоянии больше раскрепоститься, получить физическое удовольствие, данное ему от природы. Он жаждет забвения.
Профессор гуманитарных наук Камилла Палья пишет: «в начале была природа». Совершенно невозможно понять секс и гендер, не выяснив своего отношения к природе. Секс — это сфера, где встречаются человек и природа. Эротика же — область, посещаемая духами. Она находится за гранью приличий, она и проклята, и притягательна.
Именно поэтому эротика так привлекательна для искусства. Для художника человеческое тело во всех своих проявлениях, формах, состояниях — исключительный инструмент постижения природы его эмоций и желаний. Для художника не существует запретной телесной территории, ему дозволено изображать все. Современный художник способен разобрать человека до последнего атома, чтобы раскрыть сущность его плоти и чувственности, показать грань между уродством и красотой. Эротика и сексуальность преобразует человеческое начало, наполняя его силой божества, потоком творческих энергий.
Еще в беседе 1977 года Фуко высказывал мысль, что cекс — это потрясающее орудие контроля и власти. Секс пользуется тем, о чéм люди говорят, тем, чтό они чувствуют, на чтό надеятся. Он эксплуатирует их соблазн верить в то, что достаточно переступить порог дискурса и снять несколько запретов, дабы быть счастливыми. И в конечном счете, секс огораживает и зарешечивает любые движения освобождения и мятежа.
Люся Комарницкая, арт-куратор
Організатори
Куратори
- Євген Карась