Місце проведення: Україна, Київ, Карась Галерея
Персональна виставка
2006.02.02 - 2006.02.28Опис
Александр Ройтбурд
“Танго”
живопись
9 февраля 2006 – 28 февраля 2006
Презентация – 9 февраля 2006, четверг, 19.00
Новый проект Александра Ротбурда «Танго» – это семь картин, на которых персонажи похожие на действующего Президента Украины Виктора Ющенко и экс-премьер-министра Юлию Тимошенко исполняют зажигательный латиноамериканский танец танго. Ройтбурд намеренно подчеркивает, что любое сходство героев его произведений с действующими фигурантами актуального украинского политического процесса случайно, однако пристальный взгляд на картины из цикла «Танго» наводит на мысль, что, как истинный постмодернист, автор несколько лукавит, вводя зрителя в намеренное заблуждение. Уж очень похожи мужчина и женщина, кружащиеся на фоне всевозможных пейзажей в экстатическом танце, на политических персон, которые стали основными героями прошлогодней Оранжевой революции.
Обращение Ройтбурда к политическим сюжетам очень симптоматично. Оно отражает дух времени последних лет, когда в Украине политика превратилась в один из элементов массовой культуры, а сами политические деятели стали поп-звездами первой величины. Волей-неволей автор проекта, сломал тонкую грань между Воображаемым и Реальным, отразив в аллегорической форме те символы, которые за последнее время стали осевыми элементами отечественного коллективного бессознательного.
О чем же плачет тоскливое, магическое танго украинских политиков, воздействующее на зрителя подобно наркотику? Ответ на этот вопрос лежит сразу в нескольких плоскостях. Тут присутствует и рациональная социально-политическая метафора. Ведь танго, по определению является парным танцем, символизируя диалог власти с обществом. А, как известно, одна из главных проблем современного украинского общества – это повсеместно декларируемый, и даже достигнутый на несколько коротких недель в ходе Оранжевой революции, национальный диалог, который, к несчастью, так и не стал элементом повседневной политической и социальной практики.
С другой стороны, в проекте присутствует и иная, драматическая, декадентско-чувственная коллизия. Ведь на полотнах Ройтбурда мы видим не просто политиков, а, в первую очередь Мужчину и Женщину, украинских тангерос, которые, преодолевая зависть богов, сливаются в глубоко личностном танце, отражающем ритмику современной сексуальности. Этот танец по определению является сексуальным, ведь танго, по меткому определению Хорхе Луиса Борхеса – это всегда «вертикальное выражение горизонтального желания». Танго украинских политиков является ярчайшим проявлением Эроса Невозможного, отражая недосказанность в отношениях между мужчиной и женщиной, которая остается, даже когда они остаются вдвоем в постели, в политике, да и в жизни вообще.
Обостренность чувственного начала в проекте Александра Ройтбурда вовсе не означает, что автор акцентировал исключительно сублимированную сексуальность в отношениях украинских лидеров. Конечно же, танго всегда напрямую связано с любовью. Со страстью в ее Дионисийском, а отнюдь не Апполоническом понимании. Однако, танго способно и убивать просто потому, что история любви в этом танце – это всего лишь яркая декорация, за которой скрывается история ненависти. Всем известен кровавый закон, гласящий, что танго – это ритуал, который совсем не обязательно заканчивается любовью. И действительно, этот танец больше связан с кровью, нежели с жизнью. Не даром один из наиболее известных аргентинских танцовщиков Хулио Бокка однажды сказал, что танго – «это преступление без убийства, это смерть без гибели». Именно эту коллизию в отношения двух современных украинских политиков ярко иллюстрируют произведения Александра Ройтбурда, которые, кроме всего прочего, являются еще и образчиком качественной, профессиональной и глубоко рефлексивной живописи.