Привид революції

Місце проведення: Україна, Київ, Dymchuk Gallery

Персональна виставка

2013.10.24 - 2013.11.20

Опис

В прошлом году на Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 была представлена монументальная работа Василия Цаголова «Призрак революции». На пятиметровом полотне изображены бегущие куда-то (очевидно в светлое будущее) пенсионеры с вилами. Рядом с ними скелеты, чья земная жизнь давно уже завершилась, однако революционный запал не пропал и оказался сильнее смерти. На бегущих щедро изливается денежный дождь (безусловно, в иностранной валюте, так как гривна не всегда стабильна). «Призрак революции» – первая работа в одноименной серии, которую Василий Цаголов на протяжении последующего года дополнил еще несколькими.

С 24 октября в Dymchuk Gallery будут представлены четыре работы из серии «Призрак революции». По словам автора, не следует воспринимать этот проект как проявление столь модного сейчас левого искусства, в первую очередь, это ирония. Ирония как здоровая реакция на происходящее в мире. Волна революционных настроений захлестнула современный мир, и как пишут многочисленные СМИ, перефразируя «Манифест коммунистической партии» «призрак революции бродит по миру». Надо сказать, что в наших краях этот призрак бродит уже слишком давно, ряды революционеров пополняются новой кровью, а старые, заслуженные бойцы никуда не деваются. Но что за революция на повестке дня? Кто его знает. Может быть, поэтому художник с некоторым недоверием реагирует на призывы встать на борьбу против чего бы то ни было. Вариантов кстати, масса: капитализм, неолиберализм, клерикализм, гомофобия, голод и нарушение прав человека, вырубка лесов и так далее (нужное подчеркнуть). В результате революционеры Цаголова выглядят весьма эффектно, хоть и методы революционной борьбы явно не выдерживают никакой критики, да и то, за что собственно сражаются, ясно не артикулировано. Возможно, это жест отчаянья, до которого доведены люди, в том числе, а может быть в первую очередь, в Украине, где художник живет. Несмотря на универсальность выразительного языка Цаголова, украинский зритель наверняка в большее степени будет соотносить себя с персонажами художника, потому что тельняшка и шапка-ушанка с головой выдают простого работягу из соседнего подъезда, который вечно навеселе и чем-то недоволен. Ну, какой из него революционер? Даже если по странной случайности в руках у него оказался коктейль Молотова. Потому и революция всего только призрак.

Катерина Филюк