Місце проведення: Росія, Москва, Галерея Марата Гельмана
Персональна виставка
2007.03.02 - 2007.04.12Опис
Неделю назад мне позвонили из журнала “Афиша” и говорят:
– В преддверии 2-й Московской биеннале современного искусства мы решили издать арт-словарь. Чтобы сами художники популярно разъяснили зрителям 50 терминов этого-самого “современного искусства”. Что такое “мимесис”, “эстимейт” или “интерпретация”, например?
– “Мимесис” – дело хорошее, – отвечаю. – только вот любителям искусства знать о нём не надо. Замусоривать голову ни к чему. Иностранные термины придуманы для лохов. За рубежом нет ни “хеппенинга”, ни “перформанса”, только представление с происшествием. Термины – как сказал, не помню кто из древних – столбики для привязи ослов. То же относится к рекламным брендам. Заучивание фактологии посещению выставок только мешает. Всё, кроме непосредственности восприятия можно оставить дома. Искусство – то, что вас задевает. А всё прочее, что вам абсолютно неинтересно, для понимания чего необходимо прочесть 50 текстов философа Подороги, объясняющих непреходящую художественную ценность какой-либо невразумительной ахинеи – надувательство. Это и называется “интерпретацией” – когда критики объясняют художнику смысл того, что он сделал. Что он – не неумеха, а просто очень сложно выражает собственные мысли.
Дабы быть последовательным и не пускаться в ложные интерпретации, раскрою замысел нашей новой выставки, как есть. Расскажу, как всё на самом деле бывает.
Летом мы с Мизиным поехали на пленэр в Шаргород. Художников заперли в деревенском спортзале, здесь же выгрузили грузовик рулонных холстов и акриловых красок. Рисуй – не хочу. И тут выяснилось, что “современные художники” рисовать не умеют. А те, кто умеют – Гнилицкий с Мамсиковым, например, – давно уже гонят полную пургу. Скукотищу. Обводят фотографии через видеопроектор, будто надоевший наряд отрабатывают. Чего не замечать можно только в ситуации незалежной Украины или самозакупорившегося от прочих изоискусств “современного” сегмента. Мамсиков с Гнилицким – наши друзья, пишу о том, чтобы приободрить их коленом под зад, а то окончательно закиснут. Рисующая украинская молодежь поколения некст деградировала в десять раз хлеще. Один художник Чичкан, никогда рисовать не учившийся, за всех отдувается. Оправдывает существование диаспоры. Чичкан полон витальности, артистизма и иных выпирающих качеств человеческой натуры. Которые он передаёт всем портретируемым им индивидам. В Шаргороде Чичкан нарисовал портрет мэра этого городка – с сумасшедшим взглядом и диким оскалом, каковыми сам художник радует окружающих ежеминутно. От переизбытка чрезмерности Чичкан и мэра нарисовал 3 на 4 метра (сколько было места до баскетбольного щита).
Я шучу: – Было бы лучше, если б ему на лоб баскетбольную корзину привинтить!
Чичкан отвечает: – Замётано, давай сделаем такую выставку для Гельмана!
Так и договорились. Чичкан рисует портреты, мы с Мизиным приворачиваем к ним баскетбольные корзины, а деньги, как говорится, пополам.
Мизин проект додумал: – Нарисуем модных философов, а назовём “Игры разума” (как кино с Расселом Кроу).
Из Интернета мы с Мизиным подобрали фото мыслителей (каких вспомнили). Аристотеля, который придумал метафизику и упомянутый выше “мимесис”. Дарвина, чью теорию эволюции во всем цивилизованном мире признают процентов 90 народонаселения, а в России уже – не больше 40. Гегеля, придумавшего диалектику. Фрейда, который придумал “подсознательное” с психоанализом. Эйнштейна, выдумавшего теорию относительности. Маклюэна, который придумал “информационное общество”, “мировую деревню” и сказал, что форма и есть содержание. Виттгенштейна, который сказал, что любую мысль можно выразить просто и ясно. Ну и т. п. Даже про Мих. Лифшица не забыли.
Однако, неуч Чичкан, не дожидаясь наших инструкций, заменил часть мыслителей на Шварцнеггера, Фиделя Кастро и Майкла Тайсона. Отнеситесь с пониманием: художниками особо не поруководишь. Тем не менее надеемся, что наше “искусство” вас чем-нибудь да “заденет”. И что вы его должным образом проинтерпретируете.
Організатори
Куратори
- Марат Гельман