В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. В рамках проекта Vogue.ua и арт-центр публикуют статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Олег Тистол. Следующая героиня – художница Марина Скугарева.
Текст: Катерина Яковленко
С творчеством Марины Скугаревой в 2012 году меня познакомила Олена Олександра Червонык, куратор в донецкой «Изоляции». Работы из серии Скугаревой «Созвездие Михаэлиса или Хорошие Домохозяйки» были показаны на выставке «Гендер в Изоляции». Это была небольшая коллекция графики, скрытая под толстым слоем стекла витрины — нарисованные тушью, цветными карандашами и чернилами на распечатках интернет-чатов обнаженные фигуры женщин в окружении бытовых предметов. Я помню, что тогда для себя отметила: работы Скугаревой очень феминистичны. Личные, интимные сюжеты и образы придают ее работам острый социальный и культурный оттенок. Сама же художница утверждает, что никогда вообще не думала о феминизме, просто рисовала свое окружение, друзей и подруг.
Работа, с которой она приняла участие в своей первой выставке «Киев-Таллинн» в Киевском политехническом институте, гобелен «Портрет Анатоля Степаненко» (1987), был соткан Скугаревой вручную по эскизу художника Олега Тистола. Марина училась в Киеве живописи в РХСШ (сейчас — Республиканская художественная средняя школа им. Тараса Шевченко), продолжила обучение в Дагестанском художественном училище им. Джемала, где освоила техники ручного ковроткачества; затем изучала художественный текстиль во Львове. Ручная работа глубоко «вшита» в ее творчество. Несмотря на то, что после «Портрета Анатоля Степаненко» художница больше никогда не ткала гобеленов, почти каждая ее последующая живописная работа периода 1987—2000 годов была «отмечена» вышивкой — птицами, цветами, орнаментом, как авторской печатью.
Портрет Олега Тистола был сделан в мастерской Валентина Реунова, отца Винни Реунова, в Киеве в начале 1990-х. Это один из немногочисленных портретов мужа художницы.
Помимо образов птиц и цветов, на своих картинах она вышивала портреты своих друзей-художников и, в частности, мужа, художника Олега Тистола. Тистол и Скугарева познакомились еще в Киеве, будучи студентами художественной школы, спустя много лет они снова встретились во Львове, уже во время учебы в институте. В конце 1980-х Скугарева и Тистол поженились. Практически сразу после окончания института Марина становится участницей бурного художественного процесса конца 1980-х годов, в котором уже находился Олег, и сама начинает писать картины.
Новый цикл развития темы вышивки в творчестве Марины пришелся на 1996 год. Проект «Мне хорошо» был реализован при поддержке Центра современного искусства Сороса в Киеве (куратором была знаменитая сейчас Марта Кузьма). В экспозиции была живопись — «Севастопольський вальс», «Guantanamera», «Попугай», «Фрагмент», «Mulhouse», а также четыре белые подушки с вышитыми на них портретами близких людей и друзей (художников Олега Тистола, Константина Реунова, Ольги Свибловой, Мыколы Маценко); пятая подушка — с портретом самой художницы — лежала на металлической кровати. Портреты на подушках любимых людей — это, возможно, желание их приблизить, обнять вместе с подушкой, как плюшевых медведей. Или желание навсегда сохранить образ человека, старательно и подробно вышивая его портрет на полотне. Это придает работам Скугаревой сходство с наивными домашними иконами, которые вышивают не для храма, а «для себя».
По словам Скугаревой, с начала 2014 года живописью и вышивкой она почти не занимается. Язык, который она всегда использовала в своей практике, был простым и понятным каждому, а её метафоры обращались к чувственному. События зимы 2014 года, отторжение Крыма, война на Донбассе воспринимаются художницей как личное несчастье. За эти годы она сделала всего несколько небольших работ — «12 липня» (2014), «16 липня» (2014) «Люпин» (2015), «Букет» (2015), «Соняшник» (2016), «Безсмертки» (2017), «Майорці» (2017) . Все это рефлексия на военные хроники.