Спецпроект Vogue.ua и PinchukArtCentre: все о художнике Олеге Тистоле
В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, прошлое и настоящее, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. Vogue.ua и арт-центр начинают сотрудничество, в рамках которого будут публиковать статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов и Валерия Трубина. Следующий герой – Олег Тистол.
Автор: Екатерина Яковленко
В мастерской Олега Тистола всюду стоят работы – большие и маленькие холсты, «головы», картонные щиты – артефакты Майдана, на стенах висят вырезки из газет и журналов, а стена в первой комнате размечена сеткой, которая служит задником для фотографий. Тистол стал широко известен благодаря своим работам с изображением гор и пальм, однако это лишь часть его творчества, которое продолжает развиваться до сих пор.
Олег Тистол родился во Врадиевке (Николаевская область), жил в Николаеве, учился в Киеве и Львове, жил и работал в сквоте на улице Ленина (ныне – Богдана Хмельницкого) в Киеве, на Фурманном и Трехпрудном переулках в Москве. В разное время он сотрудничал с художниками Константином Реуновым, Николаем Маценко, Анатолием Степаненко, Александром Харченко. Сейчас Тистол сотрудничает с молодыми художниками – например, в этом году вместе с Романом Мининым они создали проект «Рай музей» для галереи «UA Gallery».
Тистол – один из немногих современных украинских художников, кто начал писать еще в конце 1970-х годов. Его студенческие и юношеские работы в основном составляют портреты (и автопортреты). Динамичные, яркие картины никак не напоминают соцреализм, который декларировался в СССР. Подобные работы Тистола были вдохновлены творчеством Пикассо и Сезанна, а также знакомством с шестидесятниками.
Круг, с которым общался молодой художник, состоял из художников и интеллектуалов разных поколений. В Киеве, будучи еще студентом Республиканской художественной школы, он общался с Иваном Кавалеридзе, украинским режиссером и скульптором. В Николаеве Тистол дружил с художником Андреем Антонюком, который в своих работах рефлексировал на тему истории Украины. «Это настоящий художник-трансавангардист. Он повлиял на меня, возможно, не столько стилистически, сколько ментально. И Ройтбурд говорит, что находился под его сильным влиянием, что для меня также было очевидным. Следы его влияния видны и у Покиданца, и у Маркитана», — вспоминает Тистол.
Учился Тистол во Львове, как раз в то же время, когда там развивалась молодая украинская литература, а «в соседних кафе», как он вспоминает, сидели молодые писатели, которые потом уже стали основоположниками новой украинской литературы. Собственно, в романе Юрия Андруховича «Перверзия» (1996) можно найти много документальных сюжетов тех лет, описывающих богемную жизнь Львова.
В 1984 году Тистол ушел на срочную службу в армию. Там познакомился с художником Константином Реуновым. Служба проходила в части Макаров-1 в Житомирской области. Тистол и Реунов почти всю свою службу провели в мастерской, где в основном оформляли армейские стенды. Время от времени им удавалось писать что-то свое на остатках фанеры. С того периода осталось немного работ. Картины получили соответсвующее название — «Макаров-1».
Грамота, полученная в армии «за отличные успехи в боевой и политической подготовке», обрамленная в золотую раму, до сих пор висит у него в мастерской. Вся ирония этой грамоты в том, что в ней говорится о патриотическом долге перед СССР, в то время как Тистол уже в конце 1980-х был в оппозиции к советской власти.
Героями полотен Тистола стали украинские политические лидеры – Иван Мазепа, Богда-Зиновий Хмельницкий, Николай Щорс. Кстати, будучи жителем сквота на Ленина, в 1989 году Тистол создает живописную картину «Там», на которой изображает киевский памятник Щорсу, расположенный на бульваре Тараса Шевченко. Картина выставлялась в Москве на совместной с Реуновым выставке «Акт художественного сопротивления» (1991). По иронии судьбы картина давно считалась утерянной, но недавно нашлась на одном из европейских аукционов. На холсте – тот самый киевский Щорс с поднятой рукой вверх встречается с британской королевой.
Одной из особенностей работ Тистола является его живописная манера. Скажем, в работе «Воссоединение» он как бы дублирует сюжет, изображая центральных героев более прорисованными и яркими, а каких-то — светлыми и тусклыми. Светлые персонажи шепчутся за спинами главных героев, так что складывается ощущение двуликости, предательства и измены. Собственно, историческая измена – одна из главных тем не только индивидуального творчества Тистола, но и «Нацпрома» — творческого тандема Тистола и Николая Маценко. «Почти все поворотные моменты истории Украины связаны с актом воссоединения: “[…] Мы, рожденные и сформировавшиеся как нация при активной помощи Чингисхана и возросшие между Собескими и Османами, Пилсудскими и Ататюрками, сумели постичь великую “науку проиграть”», — говорится в программе.
Картина «Воссоединение» была создана в 1988 году, а спустя больше чем четверть века, в 2016, Тистол повторил сюжет, соткав по мотивам своей живописи огромный гобелен (работа недавно экспонировалась в проекте «Рай Музей»). Символично, что именно гобелен стал воплощением идеи воссоединения. Разноцветные нитки, вплетенные в определенный рисунок, полностью воплощают в себе идею единения. Гобелен, который предназначен для декорирования дома, продолжает украинскую и советскую традицию вывешивания ковров на стену, на фоне которых разворачиваются домашние застолья и который одновременно служит фоном для домашних фотографий.
В середине 1980-х Тистол также впервые начинает работать над проектом «Украинских денег». Проект был задуман в конце советской эпохи, согласно мифологии которой, деньги были категорией временной и должны были исчезнуть в коммунистическом обществе.
Используя различные медиа и материалы — графику, живопись, печать на железе — художник разрабатывает идеальную модель украинских денег, отражающую национальную культуру и стереотипы. Точнее эта мысль сформирована в программе «Нацпрома»: «Конечной задачей всякого художественного процесса является создание главных стереотипов, которые в итоге и становятся символом красоты (борьба за красоту стереотипа). Одним из главных стереотипов каждой национальной культуры является дизайн бонов, т.е. денежных знаков. Независимо от художественной ценности и технического качества деньги — это наиболее распространенное произведение искусства … ».
Для самого Тистола идеальным дизайном украинской валюты были карбованцы, созданные в 1918 году художниками Г. Нарбутом, М. Бойчуком и А. Богомазовым.
Горы, о которых шла речь выше, появились в творчестве художника также с конца 1980-х годов. Первой “вершиной” была гора «Казбек», которую Тистол срисовал с пачки популярных советских сигарет. Позже на его холстах появляется Арарат, Кавказ, а в ХХІ веке они обретают форму терриконов – искусственно созданных гор из переработанного угля, распространенных на Донбассе.
Тема «национального» возникает в его живописных циклах «Национальная география», «Чужие», «КНР», на которых Тистол изображает портреты представителей малых народностей и национальностей. Изображения художник находил в журналах и книгах, а позже переносил на холст. Его герои – это представители небольших культур, которые находятся на стадии исчезновения. В каждом из портретов них можно усмотреть метафору Украины, украинской культуры и истории.
В конце 1980-х критик Константин Акинша написал, что Тистол создает “нац-арт”, определяя важную черту его «локального» творчества: «Реунов и Тистол используют не столько штампы национальной культуры, сколько своеобразную субкультуру, характерную для востока Украины, которую можно определить как культуру суржика. Этим словом называют смесь украинского и русского языков, на которой говорит киевское население, в большинстве своем об этом и не подозревая. Но суржик — не только язык. Это и фальсифицированная история, переполненная штампами, и буйное цветение национального китча. Это и свечка каштана, и девушка в венке, и тысячи метров холста… Материал этот безграничен, творчески пока не осмыслен. И комическая его красота — гарантия искренности намерений Реунова и Тистола».
Что бы не писал Тистол, что бы он не изображал, не воссоздавал в проектах – это будет связано с его работой над самим собой, над собственной историей, с собственным отношением к культуре и политике. Работы Тистола хранятся в музейных и частных собраниях США, Швейцарии, Голландии и успешно продаются на аукционах Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonham’s.