Александр Шевчук: Тела нараспашку
Имя Александра Шевчука было на слуху в 90-х — он много выставлялся и печатался в культовом журнале «НАШ», — но сегодня мало кому известно. Катерина Яковленко рассказывает о творчестве одессита, который без пошлости мог выразить любую мысль с помощью обнаженной натуры.
Александр Шевчук — один из ярких, но малоизвестных украинских художников 1990-х, работающий с фотографией. Шевчук родился в 1960 году в Одессе. Интересоваться фотографией начал еще в детстве: его мать была фотографом-любителем. Но снимать и работать с техникой он учился самостоятельно. Окончил Одесский инженерно-строительный институт; на его сюжетные и тематические поиски повлияли художники Киева и Одессы — Александр Ройтбурд, Анатолий Ганкевич, Валерия Трубина.
Об Александре Шевчуке часто вспоминают как о фотографе-документалисте, который создал массивный фотоархив богемной жизни художников. Однако его снимки — не столько документ рейва или быта, сколько рефлексия на художественную действительность того времени.
Впервые публика смогла увидеть снимки Шевчука на выставках Александра Соловьева «Штиль» и «Лето» в Киеве в 1992 году. Тогда его фотографии были показаны вместе с работами группы AES, Александра Гнилицкого, Олега Голосия, Арсена Савадова и Георгия Сенченко.
В большинстве своих серий Шевчук обращается к женской и мужской обнаженной натуре. В его ранних фотографиях тело обычно андрогинное, «скульптурное»; художник часто делает отсылки к мифологии и Древнему миру.
Например, в серии «Гробница художника» автор заигрывает с художественной средой, представляя в виде фараонов и богов одесских авторов — Анатолия Ганкевича, Александра Ройтбурда, Леонида Войцехова, Олега Мигаса, Дмитрия Лигеройса, Дмитрия Дульфана. Каждый из героев его фотографической серии изображен в окружении обнаженных парней. Такое акцентирование внимания на художниках, некая квирность и карнавальность передают иронию, свойственную украинскому искусству Одессы на рубеже десятилетий.
Еще одним примером заигрывания с историей искусства стала серия без названия (иногда ее подписывают как «Homo — Игры Астерия»), в которой человеческие обнаженные тела представлены будто античные скульптуры. Раскрашенные алым цветом фотографии создают сюрреалистическое восприятие и передают некую мистичность. Похожий сюжет и идею автор воплотил в другой серии — «Садово-парковая скульптура».
В ранних сериях Шевчука обнаженное тело показано скорее как асексуальное, хотя иногда присутствуют элементы эротики и даже квир-эротики. Художника больше интересовала фактура, композиция, геометрия, эксперимент. Например, его серия «Жара-2» с обнаженными моделями на одесском побережье может показаться знойной, но отношение к телу в этих снимках, несмотря на порой слишком откровенные позы, не вульгаризировано. На некоторых фотографиях тело и вовсе срастается с горячим морским берегом, мимикрируя под песчаный рельеф.
Поиски композиции привели автора к созданию серии «Крестики-нолики», где художник буквально воссоздает настольную игру с помощью человеческих обнаженных тел.
Однако уже с середины 1990-х его «тела» приобретают черты сексуальности, а часто даже гиперсексуальности. Автор все чаще обращается к политическим и социальным темам, которые также раскрывает через обнажение, но уже другим, более радикальным способом. Меняется и его поход к съемке: Шевчук все больше работает с цифровой фотографией и меньше — с аналоговыми способами печати; в его фотографию все больше «просачивается» цвет.
Автор все чаще обращается к политическим и социальным темам, которые раскрывает через обнажение.
В нулевые работы Александра Шевчука часто появлялись в культовом журнале «НАШ» наряду со снимками художников Харьковской школы фотографии и Николая Троха. Важной для Шевчука была и кураторская практика. Он был одним из авторов выставки «НАШИ», посвященной художникам «Парижской коммуны», и ряда других проектов.
Своим фотографическим достоянием Шевчук выскальзывает из концептуального текстуального и живописного одесского контекста и, несмотря на тесные связи с тусовкой, является автономным автором.