Киевский художник Кирилл Проценко показал проект «Выжигатель», состоящий из
трех серий: Герои, Венер’s и Ширмы. Здесь использовалось иное вхождение в
маргинальную зону, не путем сравнения психологического механизма
художественного творчества, а через механику и технику народного умельца,
вооруженного «прибором для выжигания». Дорога коллективной эстетики давно не
соблазн, но обязательный этап образования современного артиста. И
действительно, хоженоперехожено: музей народного дизайна организовывали,
татуировки свинкам делали, заборную каллиграфию фотофиксировали. Выжигание
– ничем не хуже. Как и положено, на фанере возникли культовые герои, людиicons,
потерявшие живой образ в процессе мультиплицирования для пакетов, сумок и
футболок еще в 1970е благодаря нелегальным предкам кооперативов. На нашей
коммунальной кухне за сломанным электрическим самоваром до сих пор стоит
лакированная дощечка тех времен с абстрактным бородачом, подписанная сзади
для памяти: «хеменгуэй». Проценко обработал большие фанерные плоскости,
напоминающие о советских кухонных досках, перегнав на них в законах жанра
массовку – обезличенных кумиров. В другой серии на выжженных безголовых
мужских торсах висят медальоны – наклеенные переводные картинки с
красавицами из тех же семидесятых – былые эротические украшения царапанных
дворовых гитар. Проценко – художник опытный, регулярно показывающийся, в том
числе и на европейских артплощадках, его ход профессионально осмыслен и
просчитан. Лучше прочего в пространстве Глобуса смотрелись легкие фанерные
ширмы, с комиксовым заполнением и стебовым содержанием, случайно усиленным
функцией объекта – кто и как, при моде на пандемический эксгибиционизм, будет
пользоваться символом стыдливости? Рассчитано верно, техника и темы вызывают
мягкую улыбку, сочувственное узнавание, но образность, мессадж (извините за
выражение) пробуксовывает. Художнический привой на крепком дичке народной
эстетики не дал собственных плодов, воля автора не справилась с таким вроде бы
уютным и домашним рукоделием маргинала.