Прошедший в Шаргороде Международный фестиваль современного искусства дал старт превращению украинского городка в испытательный полигон для новой восточно-европейской модели инновационного развития
В середине апреля в киевском Центре современного искусства (ЦСИ) и столичной галерее Березницких открылась художественная выставка «Шаргород. Послесловие…», которую организаторы назвали визуальным отчетом о первом фестивале современного искусства, состоявшемся в конце лета прошлого года в небольшом городке Шаргороде Винницкой области. «Эксперт» подробно писал об этом десанте художников в украинскую глубинку (см. «Эксперт» №82 от 28 августа 2006 года). У всех, кому тогда повезло попасть в семитысячный провинциальный городок, ставший полем деятельности самых известных представителей отечественного и российского художественного авангарда, перечисление фамилий и регалий которых заняло бы полстраницы, впечатлений было, что называется, выше крыши. Представьте себе типичное украинское местечко с пятисотлетней историей, несколькими старыми и новыми кладбищами разных конфессий, громадной синагогой XVI века, ставшей морсо-винным заводом, сохранившими первозданный вид одноэтажными домиками бывшего еврейского штетла и нынешними хатами и храмами. И среди всего этого авангардные работы художников, не вылезающих из Мюнхена, Венеции, Роттердама и прочих центров современного европейского искусства! Тогда картины и инсталляции, которые сегодня выставлены в ЦСИ и галерее Березницких, в Шаргороде располагались просто на улице, на стенах домов, в заброшенном сарае на местной бензоколонке, в здании завода и других неожиданных местах.
Однако самое интересное было не в этом. Мало ли нынче можно увидеть экзотических арт-фестивалей? Главная интрига заключалась в обещании организаторов проекта — уроженца Шаргорода и нынешнего президента московского общества развития актуального искусства «Метафутуризм» Александра Погорельского и арт-директора московского Центра современного искусства «Винзавод» Николая Палажченко — дать фестивалю современного искусства постоянную прописку в этом городке. Более того, речь шла о том, что фест будет всего лишь частью еще более амбициозного проекта.
Тогда контуры этого проекта были еще не вполне четкими. Нынче в беседах корреспондента «Эксперта» с организаторами и участниками фестиваля и в ходе проведенного в рамках киевской выставки симпозиума «Малые города как полигон современного искусства» выяснилось: если задуманное осуществится, Шаргород может стать полигоном, на котором будет испытана новая восточно-европейская модель инновационного развития.
Правила для всех
В ближайшем будущем небольшой украинский городок планируется сделать местом, где будут работать не только художники, но и философы, социологи и другие ученые из разных стран мира. (Александр Погорельский ко всему прочему еще и кандидат экономических наук, директор московского Института Восточной Европы, главный редактор и председатель научного совета философско-литературного журнала «Логос»). Предметом их изучения станет в первую очередь сам Шаргород как многовековая успешно действующая модель правильно организованного (точнее, самоорганизующегося и саморегулирующегося) человеческого сообщества.
Действительно, несмотря на все войны, чехарду властителей (городом правили поляки, турки, украинцы, русские, румыны, немцы и снова украинцы) и социальные катаклизмы, численность населения Шаргорода уже четыре века подряд остается неизменной и не превышает 7400 человек. На протяжении этих столетий в городке, где бок о бок живут представители православной, католической, римско-католической, иудейской и других конфессий и люди разных национальностей, не было ни одного крупного конфликта на религиозной или национальной почве. Вряд ли такая успешная модель человеческого общежития сложилась сама собой.
Несмотря на все войны, чехарду властителей и социальные катаклизмы, численность населения Шаргорода уже четыре века подряд остается неизменной |
Понять, что помогло шаргородскому островку терпимости выжить в бурном море почти никогда не прекращавшихся в Восточной Европе религиозных, политических, социальных и экономических конфликтов, — актуальная задача для современных гуманитариев. Александр Погорельский говорит: «Сейчас у всех возникает ощущение, что Восточная Европа, минуя период взаимной терпимости, которому в гуманитарной сфере отвечало время модерна, очень быстро переходит в период постмодернизма, где многие институты современной цивилизации приобретают совершенно другое звучание, а форма часто не соответствует содержанию. Жизнь во многом заменяется видеорядом, многие вещи существуют в состоянии ”как бы” — политика, искусство, наука. Возникает тупик, который очень остро чувствуется не только в гуманитарных, но и в технических научных дисциплинах. Такой же идейный кризис ощущается и во многих других областях человеческой деятельности. Один из выходов из этой ситуации — попробовать вернуться к той точке, с которой мы сорвались. Например, возвратиться в малые города как некое социальное пространство, которое сохранило, по необходимости приобретая признаки нового, лицо старого. Если говорить о том мире, который существовал в Шаргороде, то я глубоко убежден, что этот мир определялся строго разработанными правилами, которых придерживались представители всех конфессий. Правила эти были разработаны надолго, и даже сейчас, когда состав населения изменился и представителей некоторых конфессий уже нет, они продолжают соблюдаться».
Одно из наиболее простых и наглядно наблюдаемых таких правил — взаимный интерес шаргородцев друг к другу. Хотя на крышах многих домов стоят спутниковые телевизионные антенны, горожане по вечерам после рабочего дня ходят в гости друг к другу. Просто так, чтобы пообщаться.
Спортзал для художников
Ученые-гуманитарии, которым для постоянной работы в одной связке с представителями современного искусства в Шаргороде построят творческую резиденцию, только начнут изучать шаргородский феномен. А художники, высадившие на этом гуманитарном полигоне первыми (по словам Погорельского, они «решили начать с искусства, поскольку именно оно может сразу схватить главное в окружающей среде»), правила шаргородского общежития уже ощутили на себе. И остались ими вполне довольны.
И не только потому, что люди одних творческих интересов, которым годами не приходилось общаться друг с другом, к взаимной радости встретились в небольшом украинском городке для выполнения общей художественной задачи. История показывает: даже простая концентрация творческих сил в одном городке нередко приводит к отличным результатам (например, Витебск 20-х годов прошлого века), но организаторы «Артместечка» пошли дальше. Художники, обычно предпочитающие работать уединенно, в Шаргороде получили одну мастерскую на всех — большой спортзал. И оказалось, что творческая деятельность, построенная по шаргородским принципам, получает новое измерение. «Многие работы в Шаргороде удались потому, что там создалась особая атмосфера. Художники совещались, давали друг другу советы, позировали друг для друга», — сказал один из наших собеседников. Московско-парижская художница Анна Броше назвала шаргородский спортзал «уникальным местом» для творчества. Склонный к эпатажу украинец Илья Чичкан высказался несколько витиевато, но в унисон Анне: «В Шаргороде мы были вынуждены общаться друг с другом, и это было замечательно».
Люди вместо нефти
В дальнейшем фестивали современного искусства будут проходить в Шаргороде раз в два года. Этим летом вместо художников в городок на биеннале приедут архитекторы. Им придется решать две задачи: создание проектов, привязанных к конкретным местам в Шаргороде и его окрестностях, и разработка генерального плана преобразования местного ландшафта. Архитектурный пленэр будет международным, поскольку свое желание участвовать в нем уже выразили специалисты из Москвы, Вены, Парижа. Планируется начать восстановление районов исторической застройки Шаргорода, в частности, еврейского местечка. В некоторых из этих домов могут быть открыты мини-гостиницы, где будут реконструированы приметы быта прошлых исторических эпох. Для когото из будущих туристов это станет возможностью ближе познакомиться с Восточной Европой, для кого-то — уникальным случаем оказаться в атмосфере, о которой столько рассказывали их бабушки и прабабушки, и обрести родовую память. Ведь выходцы из этого района Украины, входившего в черту оседлости, рассеяны сейчас по всему миру.
Фестивали современного искусства будут проходить в Шаргороде раз в два года. Этим летом вместо художников в городок на биеннале приедут архитекторы |
Небольшой украинский городок должен стать не только туристическим, но и образовательным центром: государство строит здесь лицей для одаренных детей. Александр Погорельский считает, что этот лицей и творческая резиденция должны работать в тесной взаимосвязи. «Мы надеемся, что нам удастся организовать встречи обучающихся в лицее детей с известными в мире людьми, которых мы будем приглашать жить и работать в творческую резиденцию, — говорит он. — Встреча с выдающимися личностями, такими как, к примеру, Иммануил Валлерстайн, запоминается на всю жизнь и формирует в человеке масштаб.» А если в летний период еще организовать в Шаргороде отдых одаренных детей из разных стран Восточной Европы, то такое общение может заложить основы взаимопонимания будущих европейских элит на фоне общей восточноевропейской ментальности и судьбы.
Несмотря на амбициозность этих далеко идущих планов, мировая практика показывает: они вполне осуществимы. Так, выступавший на киевском симпозиуме арт-критик и главный редактор московского журнала «Арт-Хроника» Николай Молох напомнил, что многие, самые авторитетные сегодня международные арт-фестивали начинались именно как региональные проекты. Правда, от старта и до момента их международного признания прошли не один и не два десятка лет, а некоторые недавно затеянные на постсоветском пространстве арт-фесты и вовсе не оправдали надежд своих учредителей.
Организаторы шаргородского феста все это знают, учитывают и верят в успех своего проекта. В первую очередь потому, что для них Шаргород — не просто очередное начинание, а испытательная лаборатория, в которой будет проверена разрабатываемая ими восточноевропейская модель инновационного развития. «Если Россия или некоторые другие страны могут жить за счет нефти, то в Украине, ее, слава Богу, нет. Слава Богу — потому что в этом случае надо жить за счет креатива», — говорит Александр Погорельский. Директор Института Восточной Европы считает, что для этой части континента индустриальный путь развития как базовый на ближайшие десятилетия, по всей видимости, не актуален — утерян темп и слишком сильны конкуренты в лице быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии и Китая. Но зато, по словам Погорельского, у Восточной Европы есть колоссальный потенциал постиндустриального развития, основанный на человеческом факторе, свежих прорывных идеях, освоении новых сфер человеческой деятельности. Причем развиваться этот потенциал будет на основе региональных проектов, в каждом из которых будет своя фишка. Для шаргородского проекта такой стартовой фишкой стало современное искусство.
На логичный вопрос, как отнесутся к этому сами шаргородцы, чьи предки когда-то заплатили за то, чтобы железная дорога обошла их стороной, организаторы феста отвечают примером из практики. На прошлогоднем фестивале киевская группа художников «Нацпром» провела в Шаргороде акцию под лозунгом «В кожну хату — по Квадрату». Художники продавали на местном базаре среди огурцов и помидоров копии знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, уже почти сто лет вызывающего агрессивную реакцию некоторых поклонников реалистического искусства. Так шаргородцы, наверняка впервые в жизни видевшие это полотно, не только не порвали его на кусочки, но даже приобрели для украшения собственных хат. «Задевает», — сказал один из них. Но дальше произошло самое интересное. Местные жители сказали художнику: «Ну что ты сидишь на базаре? Иди, рисуй дальше, а мы будем продавать».
* в качестве заголовка использовано название акции, проведенной в Шаргороде украинскими художниками из группы «Нацпром»