ЭКСПЕРИМЕНТ ХУДОЖНИКОВ С ИСТОРИЕЙ…
27 ноября, 1998
В начале ноября в Ливадийском дворце в Ялте состоялась выставка «Крымский проект II», организованная галереей Центра современного искусства Сороса (Киев). «Крымский проект І», как известно, проведен центром несколько лет назад на корабле ВМС Украины «Славутич». Новая выставка – одна из первых попыток, задуманных директором галереи, украинкой американского происхождения Мартой Кузьмой, привнести в крымское художественное пространство, больше придерживающееся традиционных норм творчества, как мировые, так и украинские поиски и тенденции современного искусства. С другой стороны – это попытка соединить крымское историческое пространство, его историческую метафору – передел мира, подписанный в 1945 году в этом дворце, историю и трагедию крымских татар с современными историко-художественными тенденциями. Словом, Ливадийский дворец подобной выставки еще не видел за всю свою историю…
Символично и то, хотя это в большой мере и случайность, что выставка открыта 7 ноября, в день, когда к власти более 80 лет назад пришло политическое течение, которое в итоге пыталось бульдозером бороться со свободой творчества. Кроме всего прочего, эта выставка – как бы еще один аргумент в пользу того, что ни одни рамки, в том числе и коммунистические, не могут существовать вечно, что нет непреодолимой границы для поиска, для интеллекта, для мысли. Стены падают от Времени. На святая святых Ливадийского дворца – круглом столе, за которым Сталин, Черчилль и Рузвельт вели переговоры, – выставка харьковского фотохудожника «Крымский снобизм», которая снята во время летнего отдыха в Крыму и включает снимки в стиле «ню» (и это рядом с исторической табличкой «Иосиф Виссарионович Сталин» и креслом, где сидел тиран!), как бы символизирует пространственное и историческое единство высочайшего политического акта мирового масштаба, изменившего мир, и индивидуальных ощущений глубоко личного характера.
Главное содержание этой выставки – процесс пульсирования современной художественной мысли, совсем не традиционный для этого ограниченного догмами сознания, в историческом пространстве последнего века. Здесь рабочий кабинет Николая II с парадным гобеленом-портретом, подаренным ему бароном Фальц-Фейном, здесь кабинет-лаборатория Черчилля, здесь дух Сталина – но здесь же теперь и «Игра на троих», перформанс крымских художников Исмет Шейх-Заде и Ахмета Аметова, полученный путем игры по факсу с принцем Гиреем (да-да, наследником тех Гиреев!) на пространстве Симферополь – Лондон. Здесь договор трех сверхдержав – и теперь здесь же жизнь и, возможно, миф немецкого художника Йозефа Бойса. Его «мессершмитт» был сбит в 1943 году над Крымом, он получил пять ранений, в том числе тяжелое повреждение головы. Крымских татар лидер художественного движения «Fluxus», такого популярного в 60-х, один из самых значительных художников мира второй половины ХХ века Йозеф Бойс считает своей духовной семьей, своим племенем не только потому, что они его выходили, раненого смазывая овечьим жиром и заматывая в войлок, но и потому, что всему их народу пришлось пережить впоследствии то же ранение депортацией, что и художнику снарядом. Бойс, вынужденный после лечения носить серебряную пластинку в черепе, стал иначе воспринимать свою идентичность, как и крымские татары после репатриации иначе осмысливают всю свою историю, возобновленную на той же земле, но в государстве совсем другого типа, чем вся их жизнь до взрыва-депортации. Поэтому по-особому здесь смотрятся и крымскотатарские ковры «Бойс 3000» Мамута Чурлу и Шефико Баймамбетовой, изготовленные вместе с Ильей Чичканом на сюжеты, навеянные этой историей.
Известные в мире работы Бойса: «Социальная скульптура» (1969)- длинная видеозапись лица спокойного человека, «Я люблю Америку и Америка любит меня» (1974) – жизнь человека в клетке с койотом смотрятся в Крыму как открытие – новый путь формирования художественного впечатления. И в самом деле, сколько всевозможных мыслей придет в голову во время длительного созерцания лица другого человека, но не неподвижного портрета, как мы привыкли, а живого лица, с мигающими веками. Это зеркало его души? Зеркало души твоей собственной? Или вообще зеркало истории человека?
Только в этом дворце приобретает особый смысл обыгрывание Ильей Исуповым (Украина) истории борьбы Сталина с крымскими кипарисами. Только здесь, в зале, где вели переговоры Сталин и Рузвельт, прямо перед их портретом, можно установить динамики, из которых будет литься непрерывный шепот, и приклеить гипсовые уши на стены – и только здесь это будет художественно-историческое произведение.
Только здесь, рядом с круглым историческим столом Ялтинской конференции, понятна видеоинсталляция харьковчанина Сергея Браткова – спокойно сидящий на стуле человек, время от времени меняющий положение и закидывающий одну ногу на другую, соединяет зубами концы телефонного провода, тянущегося к беспрестанно звонящим телефонным аппаратам военного образца. Посетители слышат тревожные звонки – связь работает, связь поддерживается через живого человека, зажавшего провод зубами. Это антитеза известному мифу времен войны о связисте, который, умирая, зажал телефонный провод зубами. Отец Браткова во время Ялтинской конференции служил начальником связи зенитного дивизиона, охранявшего Ливадию, он ежедневно встречался с Рузвельтом, несколько раз с Черчиллем и ни разу со Сталиным. Он сказал сыну, что в то время и он готов был на подобный подвиг, хотя теперь понимает, что жизнь человека все же ценнее. Может быть, наше время отличается от того времени именно тем, что человечество поняло ценность человеческой жизни?
Непривычным для завсегдатаев наших выставок является и представленный бельгийцем Иоганном Гримонпрезом, автором этнографического видео, видеофильм-хронология воздушного пиратства во всем мире. Работа соединяет фотографии, цифровые изображения, обзоры новостей, клипы из научно-фантастических фильмов и… – исторический фон Ливадии. Цель автора – «вскрыть увлеченность масс-медиа человеческим горем и исследовать, как именно масс-медиа формируют реальность и историю», считают организаторы выставки.
«Крымский проект II» – представление многосферное. Маргарита Зинец и Александр Верещак (опять же из Харькова) показали видеозапись движения полной Луны, которую можно было смотреть в Итальянском дворике, а именно здесь была сделана заключительная, известная теперь всему миру фотография Сталина, Черчилля и Рузвельта, и одновременно слушать композиции ди-джеев Олега Соколова, Ивана Москаленко, Макета, а также Андрея Салахова и Александра Нетребчука («Три сновидения под стенами Каффы») с использованием элементов татарских народных мелодий, старинных баллад и музыки современного крымскотатарского исполнителя Энвера Измайлова. Колонны Итальянского дворика, его элегантные арки, его строгая, по-гречески классическая архитектура впервые встречают такие звуки. Во время выставки профессор крымскотатарской истории Свободного университета в Берлине доктор Барбара Кельнер-Хенкель и профессор Киево-Могилянской академии Игорь Пистрый прочли специальные лекции по истории и философии. Возможно, Ливадийский дворец впервые выслушал эти идеи…
Видимо, победа «Крымского проекта» над тоталитарным сознанием и в том, что сегодня зритель при виде произведений типа механизированных скульптур Александра Гнилицкого «Покажи мне свое, а я покажу тебе свое» (мальчик и девочка друг против друга, периодически показывающие свое) уже не хватается за бульдозер, а… вспоминает свое – детство, двор, игру, садик или песочницу. А это значит – мы живем уже иначе.
Реальность этой выставки такова: в другом месте – это будет уже другая выставка…
Пов'язані художники
Пов'язані організації
Пов'язані роботи
Пов'язані виставки
Персональні виставки
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Групові виставки
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Резиденції
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Акції
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Фестивалі
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Форуми
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Відкриття виставок
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Фінісажи
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Круглі столи
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Дискусії
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Майстер-класи
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Публічні розмови
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез
Пов'язані виставки
Інше
Кримський проект ІІ (1998.11.07 - 1998)
Марта Кузьма (куратор), Олександр Гнилицький, Ілля Ісупов, Сергій Братков, Юрій Соломко, Кирило Проценко, Максим Мамсіков, Верещак-Зінець, Борис Михайлов, Ілля Чічкан, Йозеф Бойс, Ісмет Шейх-Заде, Ахмета Аметова, Мамут Чурлу, Шефіко Баймамбетова, Іоганн Гримонпрез