Книги не воруют. Их берут почитать, с ними долго работают и, в результате, не возвращают, особенно сильно полюбившиеся. Для борьбы с такой категорией людей был придуман экслибрис. В переводе с латинского «exlibris» означает «из книг». Это знак, указывающий, кто является истинным хозяином книги. Появился он в Германии, почти одновременно с книгопечатанием. Сначала экслибрис представлял собой печатный лист с именем владельца и каким-либо изображением. Прикрепляли его на внутренней стороне обложки. Со временем, книжный сторож превратился в изысканную графическую миниатюру. Над техникой книжного знака потели такие великие мастера, как Дюрер, Хогарт, Фаворский, Нарбут.
В Херсоне, этим видом изобразительного искусства занимается от силы, 2-3 человека. И о них мало кто знает.
С 30 октября по 1 ноября самые интересные экслибрисы Феликса Кидера и молодого художника Стаса Волязловского, экспонируются в научной библиотеке им,- Гончара. Выставка задумана, в первую очередь, для Чрезвычайного и Полномочного Посла Британии в Украине Роберта Бринкли. «Пересичному» херсонцу просто дается возможность впервые, хоть краем глаза, увидеть книжные метки мирового уровня.
Стас Волязловский – активный участник разных международных выставок во Франции, Германии, Бельгии, Болгарии, Творчество отбирает у него даже время на досуг. Молодой художник потихоньку, но совершенно, овладевает техникой письма «сухая игла». Это когда знак, процарапывается на обычной жести острым предметом (иголкой, циркулем).
Потом рисунок заливается краской и распечатывается на станке. Экслибрисы такого рода имеют «рваные» края и кажутся «живыми».
Традиционным способом тиражирования картинок считается офорт (с фр. – «крепкая вода»). Книжный знак делается на металлической пластинке, покрытой лаком. После нанесения изображения, пластинку опускают в кислоту. Она «проедает» бороздники и впадины. Экслибрис заливают краской и прокатывают на офортном станке. Так получается до 500 качественных оттисков. Современный экслибрис потерял свою утилитарность. Раньше он обязательно, должен был отражать направленность библиотеки хозяина.
Сейчас важнее вкус, оригинальность идеи и качество ее художественного воплощения.
«Ориентироваться на потребителя – это значит погубить себя как творческую личность. Деньги вредят искусству, – объясняет Стас. – Я знаю художников, которые неплохо живут с того, что продают свои экслибрисы за границей. Но это не для меня».
Искусство – превыше всего. У Стаса даже жена Юлия приобщилась к творческому процессу. Жаль только, что конкурсы-фестивали экслибриса у нас не проводятся. Книги в доме все чаще заменяет ПК, видео, медиа. Туда, наверное, вскоре и будут клеить свои экслибрисы «крутые дяди».