Но ведь наш же. Херсонский. С нами тусит. Живет в одном из местных «адских» микрорайонов. Не брезгует. А мог бы лениво стряхивать пепел на головы жителей Манхэттена. Например. Но нет, пока он (пепел) падает на наши колени и (не)дорогие ботинки.
Итак, чем под Новый год жадные до апокалиптических новостей сердца успокоить? Интервью с ним, повелителем шариковой ручки и высокохудожественно замызганных «тряпочек». Пока мы раздумывали, как подобраться к Волязловскому поближе, он был украден на очередное “культурное событие”. Karas Gallery заманила его к себе на юбилейную выставку проекта «А4, шариковая ручка». 10 лет – не бобик начихал. Ну, и украшение мероприятия – персональная выставка Волязловского «Либертаж».
Об истории проекта «А4, шариковая ручка» читайте
здесь.
Часть 1
Беседа о главном
– Украинские арт-издания привязывают твое творчество к здобуткам одного небезызвестного попирателя устоев и ниспровергателя морали. Цитирую: «відео-арт, що перегукується з філософією Маркіза де Сада». Действительно, «перегукується»?
–Ну, как бы да. Правда, идея не моя, увы. Так назвать выставку предложил Александр Заклецкий, сотрудник галереи. Звонит он мне и рассказывает, что такое либертаж. Я, конечно, человек нравов сексуально-разнузданных. Ну, как это называется… фантазер. Но в терминах (в отличие от практики) слаб – что и как там называется,не всегда в курсе. Вот, к примеру, только недавно открыл для себя слово «анилингус». До это я называл это «цьомкать в дупу». Поэтому, для меня «либертаж» при моих 9 классах образования и 9 годах педстажа – новость. Я погуглил, апргейдил свой вокабуляр – и таки да, вай нот… Все подробности философии этой мне рассказал на открытии выставки Никита Кадан.
– «Либертаж», видимо, связан с более широким понятием «либертинаж» – это и есть пресловутая философия, идеологом и яростным апологетом которой был де Сад. Впрочем, если начать углубляться в вопрос терминологии, боюсь, утонем. Потому лучше скажи, а ты лично как к де Саду относишься? Молодые, поди, и не знают, кто будоражил умы (и не только) предыдущих поколений. А вообще, он тебе как, будоражил чето?
– Честно говоря, до этого момента я его себе смутно представлял. Он же не Шерлок Холмс, ну, реальный чел? (я усиленно мотаю головой, мол, да, был такой). Вот. И вроде он в тюрьме умер. Или это Калиостро? В общем, они у меня перепутались, все эти любвеобильные ребята. Для меня де Сад – исторический е..рь, вагинозависимый, который поимел большое количество девиц – указана довольно внушительная цифра… От этого даже можно умереть – как же называется это напряжение? Репродуктивное? А нет, эректильное истощение! Однако он количество это осилил. Но что-то он в тюрьме написал?
– Написал. Много чего, чем и проложил себе путь в вечность.
– Ну, я не читал и подозреваю, что это будет что-то очень… слабенькое, по сравнению с тем, что мне требуется в жизни (снисходительный смех пресыщенного человека).
– Видишь ли, маркиз де Сад отнюдь не был няшечкой, игриво шлепающей своих пассий декоративными плетками. Товарищ рьяно пропагандировал довольно жестяковый violence – до полного оправдания разнообразных живодерств, убиения жертв насилия и прочих не очень аппетитных вещей. Его роман «120 дней Содома, или Школа разврата» – это же манифест садизма. Он его, кстати, в тюрьме на рулоне туалетной бумаги накатал. Собственно, маркизу мы и обязаны термином «садизм». (Отрывок из книги де Сада «Жюстина, или Злоключения добродетели»: “Я – злодей либертажа. Я достаточно богат, чтобы обойтись без этого ремесла, и занимаюсь им единственно ради удовлетворения моих страстей; они настолько сильны, что я могу возбудиться только через воровство или убийство – только они способны воспламенить меня. Никакие прочие упражнения не могут вызвать во мне состояния, благоприятного для наслаждения…»)
– ДА??? (искреннее изумление). «Садизм» мне казался производным от Содома… Тогда нам с ним не по пути. Я… нежен до неприличия. Но все равно вряд ли я возьмусь за его писания – чтиво 18-го века наверняка покажется мне тошнотворным, утратившим остроту.
– Ну, это ты в жизни нежен. А в работах – по-разному. Неискушенный человек, «пролистнувший» твое творчество, мог бы с известной легкостью увязать нестандартные взгляды де Сада с содержанием твоих рисунков.
– Мог бы. Есть жесткач. Да, на личностном уровне мы с ним разошлись, а так, возможно, он пожал бы мне руку и сказал бы, что я – достойный продолжатель его идей. Хотя дамы у меня на веревках вниз головой не висят…И расплавленным воском ни на кого не капаю. У меня другая фишка – гротеск. Если я изображаю гея, так он такой, чтобы у обывателя поджилки тряслись. Что может быть страшнее пидора? Только много пидоров. Понятно, что там будет куча фалачей и сисек с членами на одной фигуре. В общем, стебусь на гомофобией. А маркиз, похоже, серьезный был человек, идейный.
– А что посетители? Не было ли гневно-осуждающих комментариев?
– Нет, все были очень благостно настроены. Я там еще показывал видео «Коты против китайской пидерсии», которое у меня в свое время купила польская галерея «Арсенал» (Белосток). К слову, в Украине я показываю его во второй раз. Народ фотал на мобилки – у меня там в ж..пе зубы скотчем приклеены, и она поет (понятно, пою я, только булки руками раздвигаю), челюсть клацает, люди радуются… Весело. Мне потом сказали: “Пол-фейсбука – в твоей ж…пе с зубами”.
– Что еще из видео крутил?
– Фильм, снятый в Москве совместно с Сергеем Братковым, – об арт-рынке, вернее, о художнике, успешном и продаваемом, невзирая на кризис, который сидит себе в провинции, ему бабки капают и так он крут, что может уже ногой рисовать. Было в общей сложности около 7 фильмов.
– Ты в проекте «А4, Шариковая ручка» с самого начала?
– Да, я пропустил только один год. В первый альбом вошел кусочек концепта с моей первой киевской выставки, которую организовала Виктория Бурлака в галерее «Цех». В своем тексте к этому альбому я написал о том, как рисование помогало в школе не е…ться головой, слушая обо всех этих косинусах, тычинках и пестиках… Я Карасю сделал довольно много работ за 10 лет – набралось на «персоналку». Сам я никогда на открытия до этого года не попадал. Это в первый раз.
– Чем тебя привлек этот проект?
– Мне очень нравится формат: каждый человек может что-то нарисовать ручкой на листе бумаги, порой даже бессознательно – думая или разговаривая по телефону. Иногда эти аматорские рисунки круче, чем у профессионалов. Каждый раз случаются настоящие открытия – люди присылают прекрасные рисунки, находят себя в «шариковой ручке». Имени у них еще нет, но работы просто дух захватывают. Бывает, меня не трогает живопись определенного художника, зато его рисунки – это нечто. Ну, и очень импонирует формат экспозиционирования – когда работы покрывают стены сплошным ковром. Впирает.
– Те, кто не успел увидеть «Либертаж» в Киеве, своей шанс упустили навсегда?
– Не все так плохо. Ее покажут в 20-х числах февраля в Харькове, в Муниципальной галерее, там она повисит подольше. Будет также презентация моего альбома. Оформленного, между прочим, превосходно. Это тот редкий случай, когда продукт «не засран дизайном» – высшая степень похвалы от знающих людей. А вот издательство, тоже выполнившее свою часть работы на пятерочку, не захотело оставлять свой логотип – что-то их, видно, в содержании альбома смутило.
– Думаешь, не решились записать себе в портфолио столь безупречно сделанную работу по моральным соображениям? Где-то ты им наступил на чувство… нравственного?
– Похоже, что да. Не каждое издательство готово ставить брендовые значки возле ж…пы, в которую вставлена шариковая ручка. Стихи опять же мои – не Пушкин, скажем так. И даже не Блок. Хотя с символизмом.
–Высоким (гомерический хохот). Понятие метафоры тебе тоже не чуждо. Ты же не работаешь в сфере грубого реализма…
– Ага.
– И снова о прекрасном. У тебя там классический дуэт исполнял соответствующую музыку. Ты задумал этот бесчеловечный контраст или кто-то надоумил?
– А это уже моя идея. Сейчас это страшно модно на всех этих пати-ху…ти – посадить в угол классических музыкантов и пусть себе что-то там наяривают. Единственно, о чем я жалею, что не успел заказать «Мурку». Но пока я общался с гостями, они собрали свою пюпитры и… адье. Они хорошо смотрелись на фоне моих работ – эти две женщины в вечерних платьях. У меня, ведь, частично аристократические корни – вот и тянет к благородным развлечениям. Да что там, я склонен к классике. И стараюсь себе в ней не отказывать. Шнитке часто слушаю. Я, кстати, хотел если не квартет на выставку, то хотя бы слепых музыкантов – это вырывает мозг, когда понимаешь, что они понятия не имеют, в каком антураже им приходится играть. А по поводу девушек… Еще неизвестно, где им довелось раньше выступать – в сауне, или еще каких злачных местах… А здесь не кабак – галерея, приличные люди кругом. Все интеллигентно.
– В Харькове тоже классикой будешь услаждать слух гостей? Может, арфистку в этот раз пригласить… Эти дивные звуки, порхающие руки…
– Это тема! И пусть она будет в тунике. Надо над этим поработать…
Часть 2
Беседа о второстепенном
Мы предложили Стасу Волязловскому в рекордно короткие сроки ответить на вопросы из знаменитого
опросника Марселя Пруста. Закос под Познера, короче.
Ваша самая характерная черта?
– Нежность.
Качество, которое вы цените в мужчинах?
– Дружбу.
Качество, которое вы цените в женщинах? –
Чтобы меньше п…ла.
Что вы цените в ваших друзьях?
– Дружбу.
Ваш главный недостаток?
– Я не умею нырять рыбкой.
Ваше любимое занятие?
– Собирать грибы.
Ваша мечта о счастье?
– Ни х…я не делать.
Самое большое несчастье для вас?
– Когда надо что-то делать.
Каким бы вы хотели быть?
– Вечно молодым и вечно пьяным.
В какой стране вам хотелось бы жить?
– в Белостоке (Польша).
Любимый цвет?
– Электрик.
Любимый цветок?
– Орхидеи.
Любимая птица?
– Павлин.
Любимый писатель?
– В. Сорокин.
Любимый поэт?
– Бродский.
Любимый литературный герой?
– Карлсон.
Любимая литературная героиня?
– Анна Каренина
Любимый композитор?
– Шнитке.
Любимый художник?
– Ой бл…дь, их столько много!
Хай будет Илья Исупов. Несмотря ни на что.
Любимый герой из реальной жизни?
– Джек Николсон
Любимая героиня в истории?
– Матушка Тереза.
Любимое имя?
– Жасмина.
Что вы больше всего ненавидите?
– Когда я езжу на маршрутке, а не на такси.
Исторические персонажи, которых вы презираете?
– Николай Второй.
Какой момент в военной истории вы цените больше всего?
– Победу советского народа над фашизмом.
Реформа, которую вы цените особенно высоко?
– Денежная. Очень дорогая реформа,
когда погорели на книжках деньги.
Способность, которой вам бы хотелось обладать?
– Человек-невидимка.
Женские раздевалки на пляже – мои.
Как бы вы хотели умереть?
– Во сне.
Состояние духа в настоящий момент?
– 50/50.
К каким порокам вы снисходительны?
– Их до х…я, какие я не осуждаю.
Не перечесть.
Ваш девиз?
– У меня нет девиза. Ну, нет девиза у меня, бл…дь.
(Через полчаса – «Все пройдет»).
Что бы вы сказали Богу, если бы встретились с ним после смерти?
– Я атеист.
Часть 3
Если вы еще не удовлетворены, третья часть интервью – ответы на вопросы читателей. Напишите в комментариях вопрос, на который вы бы хотели получить ответ от художника Волязловского. А мы будем его пытать и публиковать ответы по мере их поступления.