Спецпроект Vogue.ua и PinchukArtCentre: все о художнике Илье Исупове
Все, что нужно знать об Илье Исупове, представителе известной артистической династии Киева – в спецпроекте Vogue.ua и PinchukArtCentre.
В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, прошлое и настоящее, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. Vogue.ua и арт-центр начинают сотрудничество, в рамках которого будут публиковать статьи о самых интересных украинских художниках. Первым героем стал Александр Гнилицкий. Продолжается серия рассказом про Илью Исупова. Куратор Ксения Малых, сотрудник Исследовательской платформы PinchukArtCentre, рассказывает об арт-рейвах 90-х, первом стартапе Чичкана и Исупова и экспериментах художника.
Илья Исупов – из младших паркоммуновцев (Паркомуна – арт-сквот на улицах Михайловской и Софиевской в девяностые годы), а с недавних пор – уже не младший представитель известной в Киеве художественной династии Исуповых. Его мать и отец – известные художники, а дочь Зина Исупова успешно дебютировала как художница в Москве.
На Паркоммуну Илья попал в поисках мастерской для пошива одежды. Это было еще до самого сквота – первые пробы полулегальной аренды пустующих квартир в районе улиц Постышева (ныне – Малая Житомирская) и Софиевской. Во время расцвета кооперативов это был их первый с Ильей Чичканом, говоря современным языком, стартап. Они расписывали рубашки и продавали их на Андреевском. Бесконечную череду тусовок и рейвов на Паркоммуне Исупов пропустил, пока жил в Англии, куда он попал в возрасте 20-ти и провел там 3 года, застав самое начало знаменитого сквота и конец его существования. Но вечеринки не были специально организованными ивентами, как сейчас. Большая игра и фестиваль нон-стоп и были способом бытования паркоммуновцев и широкого круга их друзей. Исупов плохо помнит, в каком году открылась их совместная с Чичканом выставка «Мутация ген» в выставочном зале Союза художников на Владимирской (мы знаем, что в 1993), но в подробностях вспоминает, какая знатная была вечеринка после открытия, которая закончилась тем, как кто-то нетрезвый «вошел» в витрину галереи и чуть не остался без носа.
Художником Илья стал естественно. Можно даже сказать, что это было предопределено. Его мама – известная керамистка Нелли Исупова, отец – монументалист и график Владимир Исупов. Старший брат Сергей тоже керамист. Причем художественный метод каждого индивидуален. Творческие родители не давили на сыновей при выборе профессии, а скорее создавали среду, в которой талант каждого развивался природным путем и зависел больше от характера, чем от учителей. Илья Исупов говорит, что не представляет себя в какой-либо другой профессии, что ничто его не увлекает так, как искусство и не противится тому, что его младшие дочери могут стать художницами или другими представительницами творческих профессий.
Художественное образование Исупов получил в Республиканской художественной школе (сейчас – Государственная художественная средняя школа им. Т.Г. Шевченко). В этой школе, из которой дорога ведет обычно в Академию искусств, есть общежитие для учеников. Однажды Илья заболел и ему было очень скучно одному в комнате и он, отпилив ножки у стула, смастерил ходули. Когда его одноклассники вернулись, они оценили изобретение и последовали примеру Ильи. За это Исупов был изгнан из общежития администрацией. Еще во время учебы в школе у Исупова покупали работы в рамках программ госзакупок. Последний год обучения Илья практически прогулял. После окончания школы его работы участвовали в молодежных республиканских выставках, но перспектива продолжить учебу в Худинституте его не прельщала. Тут же его пригласили участвовать в выставке «Moscow in Cambridge» (1991, Лондон). Одним из соорганизаторов была редакция журнала «Огонёк», которая оформила Илье загранпаспорт раньше гражданского.
Первая его персональная выставка «Это я – Илья» прошла в городе Солсбери, на юго-востоке графства Уилтшир в Великобритании в 1991-м. По Киеву пронесся слух о том, что Илья продал все работы, которые привез в Англию и остался там работать садовником, потом вернулся в Киев и в лучах славы ворвался в бурный поток вечеринок в легендарном костюме летчика. Позже Илья колесил по Америке и привез оттуда инструменты для тату. Не все из этого правда, но образ самого художника Исупова и его работы окутаны мифами, байками и сплетнями, от которых художник нехотя отмахивается, ленясь выстраивать стратегию своего публичного облика.
Вернулся Исупов в совсем другой Киев – дышащий духом свободы и авантюризма. Картины пачками вывозились за рубеж, а рассчитывались за них телевизорами, видеомагнитофонами и ящиками сигар. При этом в Паркоммуне и близлежащих сквотах каждую ночь создавались новые огромные холсты, текло рекой вино, обсуждались философские трактаты за чашкой чая и все ходили друг к другу в гости. В один из обычных таких дней, вспоминает Илья, Чичкан купил своему еще маленькому сыну Давиду (который тоже вырос художником) игрушечное помповое ружье. Оказалось, что ружье, хоть и стреляет пластиковым шариками, – довольно мощное. Все попробовали и побежали в магазин за такими же. Все это мгновенно переросло в подобие зарницы (Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра) в стиле разборок 90-х. На старых тачках, пригнанных из Прибалтики художники устроили перестрелки между Паркоммуной и Софиевской.
Чаще всего Исупов говорит о своих работах, которые ему нравятся, – «смешная работа», хотя работы его иногда совсем не смешные, а философские, иронические, мистические или даже пророческие, а чаще всего трагикомические.Стилистически Исупов в лучших традициях постмодернизма миксует эстетику лубка, комиксов, модерна начала ХХ века и арт-брюта. Как метко сказал о нем искусствовед Александр Соловьев, «Исупов органично балансирует на грани жанровости, абсурда и гротеска».
Художник о своем творческом методе говорит как о способе фиксировать истории, которые происходят вокруг – личные ли, общественные или политические. Может быть, для автора работа – это как запись в дневнике, где каждый сюжет и деталь рассказывает о совершенно конкретном событии в жизни, но все эти слои смыслов не доступны зрителю. Вернее доступны, но не все. Исупов оставляет для нас некие маячки, намеки, подсказки – цитаты из классики мирового искусства, знакомые лица примелькавшихся политиков, символы массовой культуры и т.д. Например, работа из серии «Золотые яйца» (2008, масло на кальке), сюжет которой обыгрывает сказку о курочке и золотых яйцах, где крепкие мужчины, некоторые из которых в рубашках и бабочках, на каменоломне «добывают» яйца Фаберже. Или работа 2013 года, в которой Исупов апеллирует к «Апофеозу войны» Василия Верещагина (1871), но переносит ее сюжет в знакомую нам обстановку баррикад в центре Киева. Вместе с художниками Алексеем Саем и Жанной Кадыровой Исупов инсценировал рейдерский захват “Карась галереи” в Киеве (2010). Вернее, они инсценировали результат этого захвата. Художественными средствами они превратили галерею в офис. Илья создал серию фейковых дипломов, портреты знаменитостей и даже портрет президента.
Экспериментирует с новыми техниками и медиа Исупов с интересом ребенка, которому подарили новый конструктор: не ленясь и упиваясь азартом, как будто убегая от скуки. И чем абсурднее сюжет новой истории, тем изобретательнее техника. Некоторые из этих техник очень сложны и непредсказуемы – как рельефы из парафина или колония муравьев, живущих в живописном панно из проекта «Ботаника. Химия. Физика» (Щербенко арт-центр, Киев, 2012) . Калька и пластик, которые он использовал для создания пантеона кумиров и антикумиров ХХ века, расположены в окружении пластиковых бутылок и китчевых, собственноручно сделанных, клетчатых сумок в проекте «Колумбарий» (галерея «Коллекция», Киев, 2008).
Илья Исупов, как и в юности, живет на Софиевской и его можно встретить по-домашнему прогуливающегося с собакой в окрестностях Бессарабки. Его мастерская – это дача на Воскресенке, сказочный дом и сад с большими окнами, поросшие всевозможной дикой растительностью и самостоятельно сделанным фонтаном и сценой – для семейных праздников (и никакого газона и клумб). Там на втором этаже, за спальней, светлая комната, где все время включено радио с новостями – вечный источник абсурдных и лирических историй, которые переплетаются с детскими воспоминаниями, сказками и снами Ильи Исупова и перерождаются заново в его работах. Правда, на зиму Исупов переезжает на дачу в Грецию – говорит, так дешевле, чем отапливать дом в Киеве.