Сразу оговоримся, что к искусству выставка “Херсонский сувенир”, организованная хозяином квартирной галереи Вячеславом Мошницким имеет весьма относительное отношение. Скорее, ее организаторы попытались на практике доказать один из недоказуемых законов основательно подзабытой марксистско-ленинской диалектики – перехода количества в качество. По-моему доказали!
Такое количество «китча» собранное в одном месте, несомненно, перешло в иное качество и может смело рассматриваться как предмет, скажем так, концептуального искусства, А почему бы и нет? Ведь гениальная шутка Казимира Малевича «Черный квадрат» до сих пор будоражит умы искусствоведов и культурологов и является серьезным аргументом в спорах о современном искусстве.
Пресловутые слоники и коврики с лебедями, полотенца с обнаженными женщинами и нелепые орлы в единичном экземпляре, вызывают рвотные позывы у эстетически подкованных людей. Но. «китч» в таком количестве доставляет истинное наслаждение!
30 авторов представили на суд высокоинтеллектуальной публики 127 объектов в разных жанрах и стилях, если вообще тут уместно говорить о стиле. Кстати, большинство из авторов мотают срок в зоне. Видимо, у заключенных, в связи со специфическими условиями жизни, невероятно развивается чувство «прекрасного».
Художник Вячеслав Мошницкий, открывая выставку, заметил: «Чему удивляться, мы среди этого живем и вообще жизнь очень эклектична».
Искусствовед Светлана Игоревна Афанасьева добавила, что все, что собрано здесь, уникально, а одну из скульптур можно поставить на улице Суворова вместо льва, ибо это взаимозаменяемые вещи.
Впрочем, были на выставке вещи действительно интересные, и отношение к искусству все-таки имеющие. Херсонский художник (он работает в разных жанрах: керамика, экслибрис, живопись и графика) Стас Волязловский, чьи работы хранятся в частных коллекциях Испании, Франции, США, выставил две керамические тарелки. Вот тарелки были по-настоящему хороши!
Он же, в соавторстве с Владимиром Шамарой, сотворил серию сувениров, посвященных гению русской литературы Александру Сергеевичу Пушкину, под ностальгическим, но простым названием «Пушкин был в Херсоне». Три ярко-красных Пушкина с шевелюрами невероятного окраса в белых гипсовых медальонах, хорошо смотрелись на фоне потрескавшейся стены. На вопрос, а почему, собственно, автор скромно заметил: «Так праздники же, хотелось, чтобы Пушкин был нарядным».
Этот же творческий тандем сваял потрясающий херсонский сувенир, воистину символ Херсона. Описать не могу, цензура не пропустит. Однако на него немедленно нашлись покупатели. Нет, все-таки, есть пророки в своем Отечестве!
И под финал несколько слов о пророках. Сто лет тому назад, на херсонской земле страшно чудили несколько странных молодых людей: напяливали на себя желтые кофты, писали странные стихи и непонятные картины и смеялись, отчаянно высмеивали пошлость и скучность этого мира. Что из этого получилось? Русский футуризм! И имена этих странных людей знают теперь во всем мире.
Так что нужно смеяться почаще, и выставка «Херсонский сувенир» хороший повод для этого!