История о том, как художники посетили заводы Урала и вдохновились.
Десятого ноября завершилась 3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, одной из основных частей которой стала так называемая арт-резиденция. Арт-резиденция — это программа, которая призвана интегрировать и каким-то образом связать современное искусство и большие предприятия. Strelka Magazine рассказывает, какими в 2015 году художники увидели уральские заводы и какие арт-объекты родились из этого.
ЗНАКОМЬТЕСЬ — ЗАВОД
Первым этапом программы арт-резиденции стала большая поездка-путешествие творческих коллективов по предприятиям. В цифрах этот путь выглядит так: 12 городов, 11 заводов, 104 часа и 3,5 тысячи километров.
КАК ИНТЕГРИРОВАЛИСЬ ХУДОЖНИКИ
Итогом Арт-резиденции стала выставка, на которой были собраны 16 арт-объектов от 11 художественных объединений.
Женя Чайка, куратор: «Программа арт-резиденции является сущностной составляющей бьеннале, но в отличие от основного проекта, который отвечает за имидж на международной сцене, она, напротив, работает с локальным контекстом и с реальным производством — действующими предприятиями».
Женя Мачнева
Работа Жени Мачневой из Санкт-Петербурга — результат резиденции на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья. На заводе создают тиражную художественную продукцию, ориентируясь на уникальные скульптурные формы. Каждая скульптура может быть отлита множество раз, так же как и в классической графике одно изображение может быть отпечатано во множестве оттисков. В своих шпалерах Женя работает с образами этой тиражной художественной продукции, но, вытканные на ее полотнах, они становятся частью единичного тиража: 1/1.
Группа «Открытое пространство»
Юрий Кручак и Юлия Костерева живут и работают в Киеве, являются основателями художественной платформы Open Place о расширении границ влияния искусства. «Мастерская плаката» — это перформативный проект, построенный как коммуникационная платформа: в течение недели в обычном рейсовом тагильском трамвае работала мастерская. Художники и молодые активные сообщества Нижнего Тагила объединились для того, чтобы создать для жителей города трибуну для высказываний. В результате были созданы плакаты, которые и представлены на итоговой выставке.
Ars Virtua
Художественная группа Ars Virtua была создана в Сан-Хосе в 2007 году преподавателем Государственного университета. Во время второй Уральской биеннале к американской команде присоединились российские участники, среди которых куратор резиденции Женя Чайка, а также медиахудожник, исследователь в области проблемы изменения климата Никита Рокотян, Ирина Котюргина, искусствовед, философ и теоретик новых медиа Сергей Наймушин и культуролог Ригина Муфтахова. Работа группы — об идее знания в обществе в целом и информационной непрерывности в частности. С одной стороны, в постинформационном обществе люди слишком полагаются на доступность информации, с другой — они оказываются уязвимыми, не задумываясь об этом. Художников искренне поразил парадокс, согласно которому для того, чтобы обладать информацией, ты должен знать, как она устроена. Так они решили предпринять утопические усилия по созданию некоего универсального языка, понять который можно без знания кода.
Якопо Мандич
Итальянский скульптор Якопо Мандич представил работу из камня (магнезит и доломит), изображающую земную кору. Вынутый блок породы глубиной 40 сантиметров расколот на отдельные кусочки, которые снова уложены в чашу «карьера». Во время биеннале публике предлагается взять кусочек магнезита. По идее художника, инсталляция должна приглашать зрителей разделить ответственность за исчерпание ресурсов. Сама скульптура располагалась на входе в гостиницу «Исеть», где находилась основная экспозиция, а в одной из комнат зрители могли наблюдать документацию жизни «карьера» во время выставки.
Фёдор Телков
Российский художник из Нижнего Тагила лето 2015 года провел на Белоярской атомной станции в канун пуска четвертого атомного реактора. В результате нескольких экспедиций был создан проект, в котором видно, как атомная энергия приходит в каждый дом; одомашненная, она «кормит, греет и освещает» город. Видно также и то, что сотрудники живут по своим законам, укрощают энергию, превращая станцию в свой дом.
Хесус Паломино
Испанец Хесус Паломино создает проекты, связанные с местами, локациями и коммунальными историями. Его резиденция прошла на Алапаевской узкоколейной железной дороге и, по сути, является экспедицией в поисках тишины: едва слышимые звуки, привезенные с конечной станции и предоставленные работниками Ирбитского мотоциклетного завода. Эти звуки и были перенесены в выставочное пространство. Весь проект был поделен на три части: в восточной колонне гостиницы «Исеть» располагался текст о проекте, по коридору следовала звуковая инсталляция, в западной колонне фильм рассказывал о том, как проект создавался и представлялся.
Александр Морозов
Александр Морозов родился в Луганске, но учился и состоялся как художник в Санкт-Петербурге. С 13 июля по 2 августа 2015 года он путешествовал по городам Уральского региона (Свердловская и Челябинская область) в поисках индустриальных пейзажей. Везде художник регистрировал движение птиц, пользуясь своим концептуально-графическим методом: на бумаге или кальке размером 70 на 100 сантиметров он вычерчивал траектории движения птиц, пролетающих над индустриальным ландшафтом. Уделяя каждому листу ровно десять минут.
Бернхард Рэн
Бернхард Рэн изучал архитектуру и городское планирование в Граце, в Штутгарте и в Мексике; основатель archexperience, сооснователь SITIOS — международной интердисциплинарной сети архитекторов, дизайнеров и художников, занимающихся урбанистикой, исследованием публичных пространств с целью их трансформации и непосредственного воздействия на них. Собственно, проект посвящен взаимоотношениям искусства, культуры и распределения благосостояния. Идея «регенерации» комнаты 805 гостиницы «Исеть» былого времени идет в одном ряду с идеями «регенерации» региона: индустриальных пространств и вместе с тем пейзажей, не затронутых промышленностью.
Стефан Тиде
Французский художник Стефан Тиде был вдохновлен Фарфоровым и Артинским заводами и сделал два проекта. В первом в центре внимания оказались предметы, отброшенные еще до обжига. Эти предметы, судьба которых — снова превратиться в однородную массу и быть отлитыми в формы, — производственный брак, изъятый из производственного цикла. Художник предложил вернуть их в процесс: обжечь и покрыть глазурью. Тем самым засвидетельствовал процесс производства: изделия не несут в себе следы обработки, сохраняя черты тех объектов, которые должны были из них получиться.
Во втором проекте Тиде создает тотальную инсталляцию для одной из комнат подвала гостиницы «Исеть». В ней, как бы нарушая течение времени, коса вращается против обычного своего направления, оставляя круги на воде. Эта работа является результатом резиденции художника на Артинском заводе: там специально для него создали необычную косу увеличенного размера. Круговое движение косы идеально вписывается в квадратную геометрию комнаты, плеск воды отзывается приглушенным эхом. В подвале устанавливается камера наблюдения, которая позволяет зрителям следить за непрерывной работой мотора, находясь в одной из комнат Итоговой выставки программы.
Владимир Марин
Калужский художник Владимир Марин работает с предметами быта. И дефекты, переносимые на сервиз, имеют бытовое происхождение. Обычно они появляются в процессе эксплуатации и делают вещь негодной. А здесь копируются от объекта к объекту. Создается почти незаметная, но неудобная для зрителя вещь. Он понимает, что что-то не так, но не сразу видит, что именно. А увидев, не понимает, зачем, почему и как. И в этот момент становится соавтором, придумывая свою версию происходящего.
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина, партнера биеннале: «Культура может быть драйвером развития региона. При этом далеко не каждый участник региональных процессов воспринимает ее именно таким образом. Культура позволяет наполнить границы территории новым смыслом: все мы хотим, чтобы наш родной регион отличался от соседнего. Крупные культурные проекты, которые корнями врастают в регион (такие как биеннале), работают на формирование региональной идентичности. Это важная потребность и населения, и власти, и бизнеса, и самих организаций культуры. Если смотреть дальше, культура непосредственно формирует среду. Она может внести вклад в то, чтобы у людей возникало желание созидать, заниматься предпринимательством, болеть душой за свое дело. Культура может иметь и чисто экономический эффект, особенно если территория небольшая. Главное, чтобы культура находила общий язык с государством и бизнесом, а для этого необходимо этот язык формировать»