Гельман М. Выставка Украинских художников Украинский файл [Електронний ресурс] / Марат Гельман // Art Tube. – 2014. – Режим доступу до ресурсу: http://www.arttube.ru/index.php/place/view/6670_2014-07-08-Moskva-Vistavka-Vistavka_Ykrainskih_hydojnikov_Ykrainskii_fail/.

Выставка Украинских художников Украинский файл

 

ГАЛЕРЕЯ «КУЛЬТУРНЫЙ АЛЬЯНС. ПРОЕКТ МАРАТА ГЕЛЬМАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВЫСТАВКУ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ УКРАИНСКИЙ ФАЙЛ. БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАБОТЫ АЛЕКСАНДРА РОЙТБУРДА, АРСЕНА САВАДОВА, ОЛЕГА ТИСТОЛА, АЛЕКСАНДРА ГНИЛИЦКОГО, ВАСИЛИЯ ЦАГОЛОВА, БОБА МИХАЙЛОВА, РОМАНА МИНИНА, СЕРГЕЯ АНУФРИЕВА, ЮРИЯ СОЛОМКО, ПАВЛА КЕРЕСТЕЯ.
ВЕРНИСАЖ СОСТОИТСЯ 8 ИЮЛЯ 2014 ГОДА В 19.00
Для посетителей выставка будет открыта с 08.07.2014 – 20.08.2014 года.
Марат Гельман о выставке: «Работы украинских художников начала 90-х выглядят сегодня как апология живописи. Если сегодня часто слышишь “живопись тоже может быть современным искусством”, то лучшей защиты, чем работы Ройтбурда, Савадова Сенченко, Гнилицкого, Голосия, Тистола, Цаголова, Керестея, сложно придумать.  И по крайней мере в 90-х главным отличием между русским и украинским искусством было отношение к живописи.
Когда я в первый раз приехал в Киев после 17-й молодежной выставки, у меня был список тех художников, с которыми я хотел увидеться. Я приехал рано утром и в ожидании вечера пошел на выставку официального Союза художников, где, к своему ужасу, увидел картины, под которыми стояли фамилии тех художников, к которым я собирался идти вечером! Натюрморты, пейзажи, жанровые сцены – все то, что мне активно не нравилось. А вечером выяснилось, что это были их отцы.
В Москве «официальные» и «неофициальные» художники были не только по разные стороны художественных баррикад – они были личными врагами. Было невозможно пользоваться живописным языком просто потому, что им пользовались твои оппоненты, «официальные» художники, которые разрушали неугодные выставки, насылали на них бульдозеры.
В Киеве была абсолютно другая ситуация: приходишь домой к Реунову или к Савадову, и за одним столом сидят и художники с официальной выставки, и художники-авангардисты; они замечательно общаются, ценят искусство друг друга. Это была совсем иная атмосфера. И, мне кажется, отсутствие личностной конфронтации между искусством позднесоветским и новым, отсутствие «запрета на живопись» дало возможность развиться так называемому украинскому трансавангарду, или южнорусской волне. Это была совсем другая атмосфера.
И еще – у меня было ощущение поколенческого единства. Мы новые люди: они новые художники, я новый продюсер, у нас есть некая общая задача. Это поколение украинских авторов – либо мои одногодки, либо чуть меня младше. И у нас сразу выстроился контакт. Если мои первые этапы самообразования были книжными (или оно состоялось через лекции, которые, например, читали на выставке Юккера), то украинцы мне дали счастье быть не просто коллекционером предметов искусства, а погрузиться в художественную жизнь. Я ездил в Киев чуть ли не раз в неделю, в их сквот на улице Парижской Коммуны, мы постоянно общались… Это была насыщенная жизнь. Именно с украинцами я впервые почувствовал себя частью художественной среды.
Так что все деньги, что я  зарабатывал, я вложил в коллекционирование преимущественно украинцев. В течение двух лет, кроме меня, их, кажется, никто всерьез не покупал и не поддерживал. Многие художники (и Саша Гнилицкий, и Голосий, и Ройтбурд, и в определенной степени Савадов, Сенченко, Цаголов) имели возможность два года спокойно работать за счет того, что я собирал эту коллекцию. В 1990-м это завершилось выставкой «Вавилон. Южнорусская волна». Это была моя первая выставка – до этого я делал только персональные проекты отдельных авторов. История моей галереи началась именно с этой выставки. Часть работ, значительную, я подарил Русскому музею, который тогда, благодаря Боровскому, единственный собирал современное. Часть осталось у меня, часть была продана в ведущие музеи мира.
Все работы были огромными. У меня остались работы более человеческих габаритов, большие ушли в музеи. У меня, кстати, есть версия, почему они писали такие большие работы. Их картины, за счет их живописности, были демократичны для простого зрителя; умные, тонкие работы Гнилицкого или Голосия могли нравиться как профессиональному ценителю искусства, так и обывателю. Обывателю нравилась эта «печеность» – пастозные коричневый, желтый. И поэтому была опасность коммерциализации. Вместо музеев и коллекций работы попадали в руки эмигрантов и фактически исчезали из культурного оборота. Оставались только слайды.
И художники делали их большими, чтобы их не купили. Это был их способ быть некоммерческими. «Крыло» Гнилицкого – да его бы сто раз купили еще до открытия выставки, если оно не было бы семи метровой длины. Сколько раз спрашивали: «А он может сделать поменьше?..» Огромные «Обезьяны» Савадова и Сенченко остались в России, в Русском музее, которому мы их подарили. Я другого объяснения не вижу. Ведь у художников не было пространства для этих работ, не было мастерских. Голосий – меня это ужасно восхищало – рисовал работы частями, по эскизу. Снимал с подрамника одну часть, натягивал и рисовал вторую, третью, уже потом сводил их вместе… Они, конечно, были удивительно пластически одаренными.
Почему я тогда назвал проект  «южнорусская», а не «украинская» волна? Да, сейчас это название звучит как имперское, понимаю. Но это были 1989 – 90 годы. И  там было еще двое художников из Молдавии (Юрий Хоровский, Валя Бахчеван), которые тянулись за Киевом. Никакого другого тайного смысла в названии не было. Выставка была не только украинская, но украинцы были самыми яркими, и поэтому она запомнилась всем как украинская. Московский концептуализм тогда царил безраздельно. Даже Кулика еще не было… Московский концептуализм занимал все пространство – и нам хотелось его подвинуть. Кроме того, украинцы-то и подвигли меня заниматься искусством как бизнесом – им нужно было представительство. Я был достаточно активен на Фурманном, но по большому счету там все происходило и без моего участия. А украинцам я был нужен. Фактически до 1996-го года представительство украинского искусства в мире шло исключительно через Москву. Многие музеи до последнего времени украинцев так и считали русскими. Сейчас не так».

Пов'язані виставки

Персональні виставки

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Групові виставки

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Резиденції

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Акції

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Фестивалі

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Форуми

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Відкриття виставок

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Фінісажи

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Круглі столи

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Дискусії

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Майстер-класи

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Публічні розмови

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова

Пов'язані виставки

Інше

Babylon (1990)
Марат Гельман (куратор), Тетяна Чистова (куратор), Сергій Панич, Олександр Ройтбурд, Василь Рябченко, Олег Тістол, Костянтин Реунов, Олег Голосій, Олександр Гнилицький, Валентин Хрущ, Валерій Басанець, Сергій Ликов, Валерія Трубіна, Олена Некрасова