Боттега Галерея представляет кураторский проект Натальи Филоненко «Форма Пустоты» [Пресс-релиз]. – 2011. – Доступ до ресурсу: http://museums-kiev.livejournal.com/

Боттега Галерея
Представляет кураторский проект
Натальи Филоненко
«Форма Пустоты»

10 ноября – 29 ноября
ул. Михайловская, 22б
тел.: 044/ 279 53 53, 279 83 83
www.bottega-gallery.com
www.bottega-magazine.com
[email protected]

Андрей Бабчинский, Андрей Базюта, Юлия Балаева, Александр Гнилицкий, Ксения Гнилицкая, Мария Гончар, Леся Заяц, Тарас Ковач, Александр Лигадовский, Максим Мамсиков, Максим Мирнов, Алена Науменко, Сергей Попов, Владимир Сай, Денис Саливанов, Евгений Самборский, Валерия Трубина, Альбина Ялоза

В буддийской философии высшую реальность называют “Шуньятой”, то есть “Пустотой”. Эта наделенная жизнью Пустота есть неисчерпаемый источник творения. Она порождает все формы бытия и питает их своей энергией до тех пор, пока они снова не растворятся в той же исходной безначальной пустоте. Будучи временными воплощениями Пустоты, предметы и явления не имеют реальной устойчивой природы, они подобны водяным пузырям или отражению луны в воде. В одном из самых известных первоисточников буддизма «Сутре сердца» говорится о слиянии противоположностей – Формы и Пустоты – в единое целое: ” Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы».

Все переживаемое лишь иллюзия, эта иллюзия есть цепь мгновенных комбинаций. Хотя переживания могут ощущаться как реальные, устойчивые и отделенные от всего остального, они на самом деле представляют собой лишь непрерывно меняющиеся потоки впечатлений. Когда освобождаешься от иллюзии «Я» и полностью присутствуешь «здесь и сейчас», приходит величайшая мудрость и радость. Это состояние Истины нельзя выразить словами, лишь искусство может его материализовать и превратить в эстетическую экзистенцию.

Широкое распространение в 60-70е годы в Европе и Америке буддизма привело к появлению Медитативного искусства. Оно возникло, прежде всего, в среде американских абстракционистов, как реакция против агрессивной эмоциональности абстрактного экспрессионизма. Некоторых художников послевоенного поколения вдохновляли идеи буддизма и восточный опыт использования искусства как одного из действенных путей к медитации, сакрализация семантики пустоты, паузы. Абстракционисты показывали пустоту, создавая огромные монохромные полотна, используя гипнотическую силу цветового пространства. Минималисты обращались к форме повторяющегося чередования элементов, создавали ритмы монотонно чередующихся геометрических структур, очищенных от всяких смыслов. Они стремились отразить гармонию Вселенной, в которой ритмы движения всех объектов, от элементарных частиц до галактик, синхронизированы.

Илья Кабаков определял «пустое» как «абсолютное ничто, и абсолютная полнота… не временная или пространственная пауза, а бесконечное напряженное поле, содержащее в потенции все богатство разнообразных смыслов и значений…» В постсоветском пространстве в 80-90е годы Пустотный канон стал важнейшим явлением в актуальном искусстве. Это была естественная реакция на идеологическую переполненность советской культуры. Пустотность воплощена московскими концептуалистами во множестве акций, произведений и текстов.

В настоящее время Буддизм распространился по всему миру, его учение влияет на современную культуру стран и Востока и Запада. Есть ли линия соприкосновения между буддизмом и современным искусством в Украине? Насколько художник готов проникнуть в суть Буддизма, понять идею пустоты и мимолетной природы всех вещей? Возможно ли сохранять внутреннюю тишину в самой гуще жизни? Какие формы и методы искусства могут передать состояние созерцания и духовного освобождения или запечатлеть мимолетное мгновение жизни? Этим вопросам посвящена выставка «Форма пустоты», в которой принимают участие известные и молодые украинские художники.

Пустотность изображения на первый взгляд оборачивается пустотностью смысла. Но из этого очищенного от многословия пространства течет новая волна значений, задаваемых как визуальной облегченностью произведения, так и простотой и легкостью высказывания. Произведения участников презентуют как пустоту, пространство так и разнообразие форм. Но кроме этого, работы на выставке тонко взаимодействуют между собой, подтверждая, что все в мире является частью целого.

Проект проходит в рамках Фестиваля буддийской культуры при поддержке Объединения буддистов Алмазного Пути линии Карма Кагью в Украине

Пов'язані виставки

Персональні виставки

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Групові виставки

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Резиденції

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Акції

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Фестивалі

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Форуми

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Відкриття виставок

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Фінісажи

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Круглі столи

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Дискусії

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Майстер-класи

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Публічні розмови

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков

Пов'язані виставки

Інше

Форма пустоти (2011)
Наталя Філоненко (куратор), Ксенія Гнилицька, Олександр Гнилицький, Леся Заяць, Валерія Трубіна, Максим Мамсіков