Астасьева, Наталья. Стас – тур в Берлин из Киева – спильноты и враження/Бивни, №52 від 2007

Bеликий херсонский художник Стаc Волязловский попал в Польшу вместе с «проектом Спильнот» и группой молодых киевских художников «РЕП» (Революционный Экспериментальный Простир»). В «Проекте Спильнот» Волязловский представлял, разумеется, Херсонскую Спильноту. Репетицией перед Польшей была выставка в Центре современного искусства при Киево-Могилянской Академии: РЕПовцы пытались собрать по Украине молодую поросль и показать, что она не менее интересна, чем маститые авторы. Репетиция получилась недурна, особенно херсонский зал.

«Проект Спильнот» решили повторить в польском городе Белосток. Стаc повёз в Польшу видео студии «Тотем» – фильмы из серии «Случай на даче», специально для этой выставки оснащённые титрами на польском языке. Ещё в Белосток поехала живопись художников-аутсайдеров из Белозёрки Александров Печерского и Жуковского (о них БИВНИ уже неоднократно писали) и графика Волязловского и его жены Юлии.
По возвращении Стас не изменился и щедро поделился своими впечатлениями. Вот те вещи, которые Стаса в Польше, что называется, «зацепили»:

Дорожный колорит
На границе польские таможенники полностью разобрали вагон, в котором ехал Стас. Было всё: и ученые собаки-наркоманки, и счётчики Гейгера. Жрецы порядка подорвали полы, стены, потолки и спальные полки. Но чемоданы не проверили. Стас до сих пор в отчаянье, что не забил весь чемодан «белым украинским золотом» – салом. У всех ехавших была эксклюзивная возможность почувствовать себя В.Ульяновым из фильма «Ленин в ссылке». А кто фильм не смотрел, пусть проедется в поезде Киев-Варшава. Шуруповёртами таможенники открутили всё, что можно было открутить, и таки нашли огромное количество чьих-то сигарет! А вот их владельца найти не получилось…

По случаю, был произведён и тур в Берлин из Киева. Назад из тура Берлин-Киев, Стас ехал в поезде Берлин-Киев. В купе на троих (в два раза меньше обычного] там три спальные полки одна над другой. Ему досталась верхняя. Если разложить все три, то можно только лежать, и только неподвижно: потолок в десяти сантиметрах от тела. Если проектант вагона хотел таким образом отомстить немецким фашистам, то он просчитался: внуки фашистов летают самолетами.

Галерея
Город Белосток похож на Херсон – и размером, и численностью населения. Но, в отличие от нашего города, он имеет огромную муниципальную галерею, которая прекрасно оснащена. Стас говорит, что такого размаха и в Киеве не увидишь. При этом искусство (даже современное) там ценят. Например, когда художникам понадобились две дымовые машины и автоматы для пускания мыльных пузырей, то их уже через пол часа привезли, причем новенькие. Удивило и то, что на открытие в этот периферийный город приехали СМИ из столицы и других крупных городов Польши. А всё потому, что если в каком-то городе есть хорошая галерея, то в неё приезжают люди со всей страны, а не как у нас: на выставки в Херсоне обычно приходят только местные. В зале херсонской спильноты народ очень веселился, потому что фильмы дублировались на польский язык. Многие молодежные организации просили копии, чтобы показать в своих городах.

Любовь
Стаса поразила любовь поляков к президенту Ющенко. У него явно есть шансы стать президентом Польши, если что.

Чистота
В Польше Стаc чувствовал, что и сюда СССР приложил когда-то руку, но, тем не менее, в отличие от нас почему-то на улицах чисто. Люди, наверное, просто не сорят. А может, просто за ними убирают. Чисто даже на трасах: там из окошек не кидают бычки и бутылки. Представляете? Глазу художника не хватало целлофана на деревьях и помоек во дворах. Возле магазинов там не стоят две обязательных урны. И вообще их мало. Но улицы чистые. Просто волшебство.

Телевидение
Оно там конечно есть, но в каком виде? Представьте добрую-добрую «Скифию», по которой постоянно крутят добрые-добрые сериалы и передачи. Герои программ поют хором и, взявшись за руки, кружатся в хороводах. Никаких бесконечных политических дебатов в студи, никаких вещателей политических прогнозов и никакой расчленёнки – сколько ни искал Стаc документальных ужастиков с постановкой «топорной работы по телу» – не нашел. А рекламы по сорок минут нет. Как нет и перетряхивания семейного грязного белья. То есть «Окон» с Нагиевым днём с огнем не сыскать, как и прочих скабрезностей.

Еда
В любой столовой Польши можно наесться «от пуза» примерно на 6-10 злотых (это 12-20 грн). В ресторане то же самое вы съедите за 20 злотых. И в таком же количестве. При этом потом вы не страдаете изжогой (и не смотрите по ТВ рекламу лекарств от неё). Расслабившись в Польше на тамошних харчах, в Киеве Стас пошел кушать в «Пузату Хату». Там за 18 гривен он смог съесть (далее – цитата) «жменьку недоваренной картошки, чашку борща с изжогой и котлетку, пахнущую продлёнкой». В общем, художник получил гастрономический шок и чуть было не побежал в польское посольство просить эстетически-кулинарного убежища. Но вспомнил о жене и любви к Родине и передумал.

Пов'язані художники