В Dymchuk gallery проходит выставка картин Василия Цаголова – художника, которого принесла украинская «новая волна» еще в конце 80-х. Название экспозиции – «Призрак революции» – сразу дает понять, о чем пойдет речь в стерильно-белых залах галереи. На этот раз предметом разговора Цаголова станет пресловутый призрак, который в последнее время бродит не только по Европе, но и по доброй половине мира, достаточно лишь вспомнить последний выпуск новостей.
В многочисленных интервью художник подчеркивает, что стремится создавать созвучные своему времени произведения. С этим трудно не согласиться: в «Украинских Х-files» он остроумно высмеивал мистические настроения в обществе начала двухтысячных, в «Оптике оранжевой революции» отсылал зрителя к недавним политическим потрясениям, а на выставке «У страха глаза велики» давал свою интерпретацию цепенящему ужасу перед угрозой терроризма. В нынешнем «Призраке революции» Василий Цаголов вновь верен себе, все так же чутко улавливая глобальные проблемы и подстраивая их под местное звучание, и, наконец, все так же тонко препарируя массовое сознание.
Рассматривая изображенные на размашистых полотнах образы, сложно отделаться от чувства, что где-то это уже было – то ли во вчерашнем выпуске новостей, то ли в одном из дешевых сериалов, беспрестанно мелькающих по телевизору, то ли прямиком на улице.
Цаголов, играючи с повседневностью, на-гора выдает ее саркастичное, рельефное изображение, от которого порой становится не по себе. Ведь если, скажем, пошлый женский образ «Наташи» вызывает лишь ухмылку, ведь он так похож на помесь жестокой реальности, дешевой мыльной оперы и фильмов Родригеса, то ошалевший, доведенный до отчаяния пьяный рабочий со спущенными штанами и коктейлем Молотова в руках заставляет содрогнуться – это он, иронично гиперболизированный прохожий. Этот гнетущий реализм легко нащупать на каждом из четырех полотен. Затравленно-жадный взгляд «Банкира» идет в одной упряжке с уличным хаосом «Градуса недовольства». Это масштабное полотно изображает столкновение толпы и милиции. Но здесь нет ровным счетом ничего героичного – бутылка водки, которая по размеру тянет на одного из главных героев полотна, по сути таковым и является, демонстрируя символ революционного недовольства, достигшего сорокаградусной отметки. Вот и вся революция: безыдейная, рождающаяся за банкой сайры и бутылкой горькой. Своей академично правильной живописью с уже традиционными масштабными искажениями, нарушениями перспективы и фирменным незакрашенным, будто дышащим холстом Василий Цаголов сделал еще один, иронично-неприглядный срез действительности.