Александра Д. Медиа-искусство как лекарство от технофобии [Електронний ресурс] / Дрик Александра // Art Ukraine. – 2011. – Режим доступу до ресурсу: http://artukraine.com.ua/a/media-iskusstvo-kak-lekarstvo-ot-tehnofobii/#.WoG0FPnFLIV.

Медиа-искусство как лекарство от технофобии

Угрожает ли медиа-арт традиционному искусству? Об инструментарии медиа-искусства, его мировой теории и практике, успехах на Венецианской биеннале и украинском медиа-энтузиазме.

Харум Мирза. “Национальный Апавильон Тогда и Сейчас”. Свето-звуковая инсталляция

Статья из ART UKRAINE № 5(24) 2011 сентябрь-октябрь. Рубрика ART ГЛОБУС   

Пролог

В квесте за сокровищами современного медиа-арта три дня бродила по улочкам Венеции, где происходила 54-я биеннале. К счастью, логика медиа-художников и созданных ими предметов медийного искусства оказалась понятнее мистической алогичности архитектуры города. И в таком разнообразии медийных арт-объектов — от документалистики до фильмочасов, от видеолодок до 3D-лифта, от свето-звуковых инсталляций до кинематографических скульптур, от технооперы до органа со встроенным банкоматом, от лохнесского ч/б до изображений ископаемых скелетов «Войнасского периода» — сложно представить, что медиа-арт прежде не был частью мирового художественного наследия.

Кристиан Марклей. Часы. Кадр из видеоработы

Инструментарий медиа-искусства

Медиа-арт иногда называют единственной формой искусства без инструментария — якобы оно использует технологии, которые ему не принадлежат, поскольку фотоаппарат, видеокамера, телефон или компьютер создавались для других целей. Однако, строго говоря, всякое искусство использует «посредников» (англ. «media») — бумагу, карандаши, краски или видеопленку — для воплощения своих идей, прежде чем последние превратятся в предмет искусства, и все эти «медиаторы» являются результатом технического прогресса.Гибридный в техническом и методологическом смысле вид искусства, медиа-арт создает и представляет объекты с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и интенсивно развивается вместе с их эволюцией. Поэтому инструментарием медиа-арта можно считать именно цифровые технологии в широком прикладном смысле.

При этом важно отметить разницу между арт-объектами, созданными с помощью других технических или автоматизированных механизмов и конкретно цифровых технологий.Создаваемое с помощью автоматизированных механизмов искусство и сегодня развивается — как, например, работы кипрской художницы Элизабет Хок-Доеринг (Elisabeth Hock-Doering), в которых управляемая с помощью простых механизмов мебель (стул, кровать и т. п.) привязанным к ней карандашом «рисует» картины. Инструментарий же медиа-арта как отдельного направления искусства принципиально отличается своей «цифровой» природой: «подвижной» (видеоарт, видео-, звуковые и интерактивные инсталляции и т. п.) или статической (фотография, excel art, sms art, pixel art и т. д.). Собственно, уникальное разнообразие инструментов формо- и образотворчества, предлагаемых современными цифровыми технологиями, и вызывает растущий интерес к медиа-арту, что показала последняя Венецианская биеннале.

Дженифер Аллора и Гильермо Кальсадилья. Алгоритм. Интерактивная инсталляция

Всемирный медиа-арт на биеннале

Показательно, что все (!) национальные павильоны западноевропейских стран, представленных на Венецианской биеннале этого года, или исключительно сконцентрированы на медиа-арте, или имеют медиа-составляющую в своих экспозициях.Большинство других развитых стран мира (включая Америку и Канаду), как и страны с крупными инвестициями в современные информационные технологии (Япония, Корея, Индия), также активно представляют достижения своих медиа-художников. Наконец, главный приз биеннале-2011 получил американец Кристиан Марклей (Christian Marclay) за работу «Часы» («The Clock») — 24-часовый видеообъект, состоящий из кинематографических эпизодов, в которых герои взаимодействуют с предметами времени: смотрят на часы или в кадре появляется изображение часов. А программа PinchukArtCentre«Future Generation Prize», представленная ​​в параллельной программе, в качестве победителя определила бразильянку Синтию Марсель (Cinthia Marcelle) с видеоработой «Крестовый поход» («Crusade»).

В контексте биеннале, однако, логично встает вопрос репрезентативности представленных объектов в масштабах мирового искусства. «Основную программу Венецианской биеннале нельзя считать академическим срезом тенденций мирового современного искусства, потому что, как и любой другой кураторский проект, она имеет сильную субъективную составляющую, — говорит Екатерина Серебряная, сотрудник головного офиса биеннале-2011 в Венеции. — Однако отличие биеннале от других подобных проектов — в присутствии национальных павильонов, на контент которых куратор не имеет никакого влияния, а также параллельной программы, утверждаемой советом управляющих». Можно ли считать, что биеннале демонстрирует трендовые ориентиры в современном искусстве на ближайшие годы? Если, как отмечает президент фонда «Венецианская биеннале» Паоло Баратта (Paolo Baratta), «биеннале, как мощный ветродув, раз в два года расшатывает лес, открывает скрытые истины и дает свет молодым побегам, одновременно определяя новые перспективы для крепких ветвей и древних дубов», то современное искусство стремительно «оцифровывается» с появлением все большего количества «молодых ростков», использующих медиа-технологии в своем творчестве. А биеннале демонстрирует, что развитие медиа-арта продуцирует новые и неординарные формы художественного образотворчества.

Например, в своем проекте «Говорящие головы» («Talking Heads») шведские художники Даниэль Глазер и Магдалена Кунц (Daniel Glaser, Magdalena Kunz) метафорически воплотили образ жизни с бесконечными поисками ее смысла в образе кинематографических скульптур бомжей. Благодаря наложению видеоряда с лицом реального человека на трехмерные головы скульптур создается чрезвычайно реалистичный эффект — полное ощущение присутствия реального человека-актера. Джиджи Скария (Gigi Scaria) из Индии образно передал идею кастовой организации общества в проекте «Лифт из субконтинента»(«Elevator from the Subcontinent»). Как только двери кабины закрываются, видеоэкраны вместо трех стен очень правдоподобно «поднимают» зрителя из земных недр будто через этажи небоскреба до пентхауса. Британец Харун Мирза (Haroon Mirza) эффектно раскрывает эстетику такой привычной и понятной электроэнергии в светозвуковой инсталляции «Национальный Апавильйон Тогда и Сейчас» («The National Apavilion of Then & Now»). Звуковой фон, создаваемый изменением напряжения, напоминает популярные музыкальные ритмы, а пульсирующий световой круг усиливает этот эффект. Интерактивная инсталляция «Алгоритм» («Algorithm») американцев Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья (Jennifer Allora, Guillermo Calzadilla) утверждает триумф симбиоза искусства и прагматичной повседневности посредством  неожиданного комбинирования органа и банкомата. Встроенный в настоящий 5-метровый инструмент действующий банкомат при осуществлении любой валютной операции активирует орган, и зал наполняется прекрасной музыкой.

Такое «засилье» медиа-арта, однако, не означает, что классическому искусству здесь нет места. Учтите хотя бы тот факт, что ориентиром и своеобразной точкой отсчета для выставочного концепта стали картины итальянского художника эпохи Возрождения — Якопо Робуста, более известного как Тинторетто (Tintoretto).

Ли Йонгбак. Солдат-ангел. Фотография

Угрожает ли медиа-арт традиционному искусству?

Присутствие работ художника XIV века на крупнейшей выставке современного искусства — неожиданный кураторский ход, вызвавший немало критики и непонимания. Однако он вдохновил некоторых художников основной программы на размышления о феномене творчества и искусства, которые и были воплощены с помощью медиа-инструментов.Например, немецкая художница Керстин Братш (Kerstin Bratsch) в своем проекте «Институция» («DAS INSTITUT») рассматривает вопрос превращения искусства в продукт потребления. В инсталляции, состоящей из картин, которые фрагментируют, а потом воспроизводят в цифровом виде или на ткани при посредничестве фальшивого импортно-экспортного агентства DAS INSTITUT (тоже часть инсталляции), автор исследует природу «потребления» арт-работы и возможности сохранения индивидуальности художника в системе тотального воспроизведения и дублирования. Калифорнийская художница Триша Доннелли (Trisha Donnelly) в своей инсталляции, занимающей два здания, притаившихся в саду в самом конце Arsenale (исторического дома выставки), ищет ответы на вопросы задач творчества как такового. Неоднозначные полиморфическое объекты американки, созданные с помощью картин, видео, звуков, изображений и перфомансов, невозможно обработать инструментами логики — и это открывает другие, чувственные каналы восприятия и понимания. По мнению же самого автора, искусство должно быть сложным: если арт-объект слишком быстро и легко открывает свои секреты, его художественная ценность автоматически должна оказываться под вопросом. Этот субъективный опыт художницы является своего рода квинтэссенцией стремительной «оцифровки» современного искусства, что открывает новые возможности для кодирования идей и смыслов в большом разнообразии художественных форм и видов.

Современные технологии наделяют классическое искусство новыми гранями и новой ценностью, оттеняя уникальный характер его художественных инструментов. Возможно, именно поэтому некоторые из художников как основной, так и параллельной программы биеннале успешно экспериментируют с сочетанием медиа-искусства и его классических форм. Например, в буквальном смысле «накладывая» видеоизображения на картину, швейцарская художница Пипилотти Рост (Pipilotti Rist) использует люминесцентные изображения классических пейзажей Венеции в стиле veduta как основу для видеоинсталляций с неожиданными сюжетами: части человеческого тела, нарезка колбасы, сцены насилия и т. п. Специально нарисованные в Китае, работы художницы демонстрируют дешевую природу человеческого мещанства. Подобно Пипилотти, бельгийка Анхель Вергара(Angel Vergara) в своем проекте «Фельетон» («Feuilleton») использует технику наложения фотографий (картины на стекле) на подвижный видеоряд, воспроизводящий семь грехов человека. Посредством комбинирования картин и цифровых изображений исследуется восприятие искусства (в частности, авторы акцентируют на иконографии) через призму негативных общественных проявлений.

Очевидно, что, подобно традиционным, медийные арт-объекты, во-первых, кодируют идеи и смыслы через использование художественной метафоричности и образности, во-вторых, используют для этого определенный набор собственных инструментов. Как другие формы искусства, медиа-арт имеет свою эстетику и выполняет свои коммуникативные и познавательные функции, но воспроизводит реальность с помощью «виртуальных» инструментов, соответствующих быстрой и информационно перегруженной современности, в которой все сложнее сориентироваться. «Медиа-художники ищут пути для фиксирования мгновенного, уловления изменчивой природы времени, места и настроений настоящего, — утверждает американский культуролог Терри Смит (Terry Smith). — Они визуализируют наше ощущение, что такое фундаментальное и естественное бытие с каждым днем становится все менее понятным». Сегодня медиа-арт стал такой же полноценной составляющей мирового искусства, как и традиционное изобразительное, скульптурное, архитектурное или литературное искусство, но, в отличие от них, «виртуальный» способ воплощения художественного образа в медиа-искусстве происходит посредством «цифрового» инструментария и активной гибридизации форм чувственного восприятия.Новые возможности, предлагаемые медиа-искусством, неисчерпаемы, но оно уже сегодня становится неотъемлемой частью мирового художественного наследия; это подтверждает и появление большого количества научных институтов, занимающихся исследованием и систематизацией медийных арт-объектов.

Даниэль Глазер и Магдалена Кунц. Головы, которые говорят. Кинетическая скульптура

Media Art Science

Во время своей лекции в Киеве австрийский медиа-теоретик Оливер Грау (Oliver Grau)отметил: «Цифровое искусство стало одной из самых распространенных форм современного искусства, но все еще ​​не признается ведущими культурными институциями; его редко коллекционируют и оно мало включено в программы изучения истории искусств и других академических дисциплин». Создание архива объектов медиа-арта, которым господин Грау занимается вместе с коллегами, происходит параллельно с деятельностью Center for Art and Mediа (Германия), Institut for the Unstable Media (Нидерланды), FRAME Finnish Fund for Art Exchange (Финляндия), Medienwerkstatt Wien (Австрия), Rhizome (США), ASPECT: the chronicle of new media art (CША), Mediateca Caixa Forum (Испания), Gigital Art International, SKOR NetArtWorks — это лишь некоторые международные институты, порталы, онлайн-архивы, ныне занимающиеся вопросами изучения, систематизации и хранения медийных арт-объектов. Значительные возможности «цифрового» искусства оценило и большинство мировых организаций, годами и даже веками специализировавшихся на традиционных видах искусства. Так, крупнейшие музеи мира предоставили возможность оцифровать свои коллекции в рамках нового проекта Google Art, чтобы кто угодно в любом месте, имея лишь доступ к Всемирной сети, мог совершить виртуальную экскурсию и разглядеть в деталях сокровища мирового художественного наследия. Подобные возможности своим посетителям предлагает Музей современного искусства Украины, на сайте которого размещаются 3D-версии наиболее интересных выставок, а основатели галереи ANTIN’S Collections впервые в Украине создали интерактивную онлайн-3D-галерею современного национального искусства.

Украинский медиа-энтузиазм

«Медиа-искусство в Украине существует уже 20 лет, — говорит культурный аналитик и медиа-теоретик Янина Пруденко. — Но его все еще ​​зачаточное состояние связано даже не столько с отсутствием финансовой поддержки, сколько с предубеждением, что это вообще не искусство». Вместе с коллегами Янина уже несколько лет читает лекции по медиа-теоретике и медиа-практике и курирует выставки украинских медиа-художников. По ее утверждению, сейчас этот пласт современного искусства в Украине, кроме технически простейшего видеоарта (молодой состав ТОТЕМа, УБІК, Дмитрий Шиян, Анна Наронина, Алина Клейтман, Андрей Терентьев, Ольга Селищева, Роман Гаврилов), представлен такими направлениями, как net.art (Юрий Кручак и Юлия Костерева, Маша Шубина),интерактивная инсталляция (Тамара Гридяева, Андрей Линик, Алексей Хорошко, Юрий Кручак и Юлия Костерева), видеоинсталляция (Сергей Петлюк), sms art (Роман Минин),pixel art (Юлиана Алимова), excel art (Алексей Сай), digital street art (УБІК, Анна Надуда),кинетическая скульптура (Анна Надуда, Анатолий Слойко), звуковая инсталляция (Иван Светличный). Однако лишь в последние несколько лет наблюдается оживление интереса в области медиа-искусства и медиа-теории, что и засвидетельствовал форум медиа-искусства «Украина новых медиа» в июне текущего года. Выступившая с инициативой создания открытого архива украинского медиа-искусства при Фонде ЦСМ, Янина уверена, что создание такого архива откроет Украине и миру многогранность украинского медиа-искусства и в перспективе будет способствовать созданию институции или универсальной площадки для его развития.

Эпилог

«Появление медиа-искусства — это результат желания человека гармонизировать технический прогресс с человеческой природой через чувственное познание, ведь человек не боится лишь того, что прошло через его чувственность», — предполагает Янина Пруденко. Когда-то люди не признавали фотографии, боясь, что она убьет живопись, потом — остерегались кинематографа, потому что он угрожал существованию театра; когда появился Интернет, печатным газетам и журналам предсказывали скорый закат, а с появлением e-books бумажные книги «заживо похоронили» в архивах истории. Однако со временем человек привык — и гармонизировал эти виды искусства со своей природой. И, возможно, уже совсем скоро медиа-арт в Украине, сегодня больше напоминающий энтузиазм продвинутых интеллектуалов, действительно откроет новую страницу современного искусства, не превращая его в конъюнктурный ответ на медиализацию мирового искусства.

Пов'язані художники