Анна П. Ангелы и арлекины Игоря Дыченко: выставка in memoriam известнейшего коллекционера СССР прошла в Киеве [Електронний ресурс] / Пароваткина Анна // Артхив. – 2015. – Режим доступу до ресурсу: https://artchive.ru/news/1218~Angely_i_arlekiny_Igorja_Dychenko_vystavka_in_memoriam_izvestnejshego_kollektsionera_SSSR_proshla_v_Kieve.
Ангелы и арлекины Игоря Дыченко: выставка in memoriam известнейшего коллекционера СССР прошла в Киеве
Искусству украинского авангарда не повезло с властями, зато посчастливилось с защитниками. Первые почти весь ХХ век уничтожали художников и их работы. А к когорте «рыцарей без страха и упрека» принадлежал киевский коллекционер,искусствовед Игорь Дыченко (1946 — 2015). Человек, который сам «назначил» себя хранителем украинского авангарда — и чуть ли не в одиночку спас его наследие уже в послевоенные годы. На выставке памяти мэтра «АРЛЕКИН ИДЕТ…» In Memoriam” в Мыстецьком Арсенале экспонировали три сотни лучших работ из его легендарной коллекции.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
— Мы не изобретали отдельной «концепции» выставки. Вместо этого попытались все сделать так, как, возможно,сделал бы сам Игорь Дыченко. Плюс, напомнили о личности, эстетических предпочтениях самого коллекционера, — говорит куратор Игорь Оксаметный. — Экспозиция разделена на две части. Первая включает произведения современных художников. Вторая и главная — работы 1910−1920-х годов, титанов авангарда.
Собирать живопись и не только Игорь Дыченко начал еще в 1960-х, будучи студентом киевского художественного института. Позже коллекцию киевлянина называли одной из лучших в СССР. «Возможно, одна — одна из лучших в своем роде в мире», — заметила, выступая на открытии выставочного проекта, гендиректор М. А. НатальяЗаболотная. На сегодня собрание включает работы Виктора Пальмова, Александра Тышлера, Казимира Малевича, Василия Ермилова, Александра Богомазова, Марии Синяковой, и др., а также Александра Бенуа, Марии Примаченко, ведущих украинских«шестидесятников», графику Сальвадора Дали… Дыченко отличал редкий «нюх» на искусство, но основу его коллекции составляет, все же, украинский (он принципиально собирал только отечественных художников) «худавангард» разных лет.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
— Говорят, у вас есть и фальшивка Пикассо… — был задан Дыченко вопрос в «хрестоматийном» интервью киевской газеты «Факты».
— Правду говорят. Но это бесценная фальшивка! Когда-то писатель Виктор Некрасов, зная мою страсть к коллекционированию, нарисовал покосившийся античный храм и подписал: «Игорь, тебе. Пабло Пикассо».
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
В ночь с 28 на 29 августа в рамках «мемориальной» выставки прошла «ночь искусств» «Арлекин идет». Экспозиции также сопутствовали культурологические лекции и кинопоказы, связанные с искусством авангарда и шестидесятничеством в Украине.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Большую часть собрания искусствовед купил, по его же словам, за копейки — 20−30 рублей. В годы, когда считалось, что «авангард» не представляет никакой художественной ценности. А то и, рассказывал, нашел на помойках, спася от верной гибели. Позже Дыченко много раз повторял, что не в состоянии приобрести по «современным» ценам даже одну работу из собственной коллекции. И эти слова (как многие интеллектуалы,коллекционер любил создавать мифы вокруг своей коллекции) уже больше были похожи на правду.
Кстати, единственное в Украине «супрематическое» полотно Малевича стало, кажется,последней работой, которую предоставил для выставки (памяти 100-летия «Черного квадрата» в НАОМА, он же бывший Художественный институт, в мае с.г.; «Артхив» писал об этой акции) уже смертельно больной Дыченко. Как могли воочию убедиться посетители Мыстецького Арсенала, большинство самых ценных работ коллекции, в принципе,регулярно выставлялись в рамках разных киевских выставок.
В отличие от большинства украинских коллег, Дыченко не боялся «светиться» — и был полной противоположностью «скупого рыцаря» от коллекционирования.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
«Как коллекционер, я просто посередник, и на иную роль не претендую. Ведь собирал я то, что уничтожалось, и то,что было полузабыто, и это было государственной политикой. Мне хотелось сохранить остатки великого эксперимента двадцатых-тридцатых годов безо всякой надежды, что это кому-то будет интересно».
(Из интервью Игоря Дыченко газете «Ukraine round the world / Hetman Sahaidachny news», #3−4, 1992 год.)
Как подчеркивают все, знавшие мэтра (а таких наберется пол-Киева), Дыченко не был богат, и даже, что называется, «обеспечен». Вместо этого, он всегда оставался эталонным коллекционером: человеком, смысл жизни которого состоял в накоплении «культуры». Он практически не продавал работ. И до последних дней утверждал, что точно не знает,сколько же «единиц хранения» насчитывает его собрание. Около 8 тысяч — таковы сведения «на сегодня». Что-то около 200 имен. Всего 517 картин и рисунков из знаменитой на весь мир коллекции Игоря Дыченко сегодня хранится в фондах киевского Мыстецького Арсенала.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
«На коллекцию уходила вся моя студенческая стипендия конца 60-х — начала 70-х годов,гонорары за публикации в «Молодi України», «Молодiй гвардiї” и «Комсомольском знамени». Это были небольшие деньги, но в то время наш авангард можно было купить за бесценок,а некоторые работы я вообще находил на свалке.
Совершенно случайно я сумел приобрести знаменитую картину футуриста Виктора Пальмова. О нем известно очень немного. Пальмов вместе с Давидом Бурлюком насаждалифутуризм в Японии, где на одной из выставок он получил золотую медаль. Вернулся в Москву, а в середине двадцатых годов был приглашен в Киев, где работал в Художественном институте. В то время у нас преподавали отец советского дизайна великий Татлин, Малевич, Бойчук… В конце концов Пальмова, как Фрунзе и Грушевского, зарезали во время операции. Странная история… После его смерти осталось не более двух десятков картин, разбросанных по разным музеям: в Москве (в Третьяковке), в Киеве, во Владивостоке.
Мне же удалось найти в Киеве наследников одного коллекционера, у которых хранилась часть произведений Пальмова. За одну его картину тогда просили символическую сумму — порядка 28−30 рублей… Однажды, будучи у них в гостях, я заметил выступающий из-за шкафа уголок холста, на котором была изображена пятка. Мое донжуановское воображение тут же дорисовало все остальное. За шкафом пряталось знаменитейшее полотно Виктора Пальмова «Пляж». Там же я обнаружил и его картину «Украинское село» — ту, за которую он получил в Японии медаль. Сегодня эти работы, как и автопортрет Пальмова с женой Капитолиной, находятся у меня».
(Из интервью Игоря Дыченко газете «Факты», 2003 г.)
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Выставку «АРЛЕКИН ИДЕТ…» In Memoriam” открывают работы самого Дяченко: это коллажи в духе Параджанова.
На фото: Абсолютное качество 1,2. 2003 г.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
«Когда я впервые делал в Киеве выставку графики Сальвадора Дали и своих личных рисунков из серии „Ангелы и Арлекины“, некоторые посетители решили, что мои ангелы принадлежат руке великого сюрреалиста…» — Игорь Дыченко.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
— Игорь лишил Киев имиджа провинциальности, — подчеркнул, выступая на открытии выставки «АРЛЕКИН ИДЕТ…» In Memoriam” в Мыстецьком Арсенале коллега Дыченко, коллекционер украинского авангарда,искусствовед Дмитрий Горбачев. — Он доказал, что Киев — это не периферия. Ведь искусство, которое он спасал, — явление международного класса! Если повесить рядом работы Богомазова и Брака, Богомазов затмит Брака. Со временем к Игорю зачастили интеллектуалы из-за границы, он стал известен на Западе. Возможно, поэтому КГБ его не трогало.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Александр Тышлер. Эскиз костюма Шута к спектаклю «Король Лир», 1935.
Женская голова в колпаке, 1965. Бумага, фломастер.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Александр Богомазов. Киевский пейзаж, 1910-е. Бумага, тушь.
Композиция, 1915 г. Акварель.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Сальвадор Дали. Иллюстрации к поэме «Искусство любви» Овидия. 1978. Офорт.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
«Наиву» Марии Примаченко, народной картине, а также пейзажу Абрама Маневича тоже нашлось место в коллекции Игоря Дыченко.
Facebook0
Вконтакте0
Pinterest0
Наверное, главной мечтой коллекционера Игоря Дыченко в последние десятилетия было появление в Киеве государственного Музея частных коллекций. Туда он готов был безвозмездно отдать и Дали, и Малевича. А в идеале, в столице Украины давно должен был бы существовать отдельный музей коллекции Дыченко, но… Игорь Дыченко умер 24 мая 2015 года. Его собрание — единственное в Украине частное, находится под охраной государства. Душеприказчиком коллекционера является жена.
— Мы не хотим, чтобы коллекция была «распылена». Ее судьбу будет решать вдова Игоря Дыченко. Она — единственная его наследница. Хотелось бы, чтобы собрание хранилось у нас, — говорит генеральный директор М. А. НатальяЗаболотная. Вопрос о том, что будет с легендарной коллекцией Игоря Дыченко,остается самым интригующим для экспертов. Ну, а для публики главное — возможность знакомиться с удивительным собранием и совершать открытия,находить созвучия и размышлять о судьбе коллекционера.