Фонд Мазоха: Из Львова с любовью
Художники из Фонда Мазоха проводили в галерее нечто похожее на Стэнфордский эксперимент; объявляли художниками диктаторов и маньяков; комментировали искусство из космоса. О самом больном и тяжелом они говорили жестко и прямолинейно, как бы это ни раздражало публику, не желавшую видеть их работы. Татьяна Жмурко рассказывает о творчестве львовских скандалистов.
Фонд Мазоха у многих ассоциируется со скандалом: работы этих художников снимали с экспозиций, выставки закрывали или попросту отказывались проводить. Скандал как самый действенный способ заставить общество реагировать во многом является составляющей художественного метода Мазохов, зачастую заложенный в саму ткань произведения. Провокация, давление на болезненные точки общества — основные стратегии Фонда Мазоха, которые хорошо резонировали с 1990-ми — временем поиска новых границ дозволенного.
Объединение появилось во Львове в 1991 году, главные участники — художники Игорь Дюрич и Игорь Подольчак; соорганизатор — режиссер Роман Виктюк. Группа взяла имя знаменитого писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, родившегося во Львове, но по своей сути ничего общего с ним не имела. Название скорее очерчивало культурный ареал, с которым был связан писатель, а также сами художники. Кроме того, имя Мазоха ассоциируется с «маргинальными зонами» культуры и общества — зонами, где, по мнению художников, происходили интересные события и создавалось искусство.
«Искусство в космосе»
Искусство в пустоте
Художники заявили о себе ошеломляющей акцией «Искусство в космосе» (1993), в которой показали видеодокументацию персональной выставки офортов Игоря Подольчака на орбитальной станции «Мир». Находясь в открытом космосе в состоянии невесомости, космонавты комментировали работы, по сути, перенимая на себя роль перформеров. Проект ставил под сомнение понятие «культурного контекста», показывал возможность существования произведения вне привычной системы координат — со зрителем, галереей, кураторами. Одновременно он дает представление о неограниченных возможностях начала 1990-х, когда еще не сформировалась коммерческая система и произведение действительно «левитировало» в «пустом» пространстве.
Эталоном арт-троллинга можно считать почтовые акции Фонда Мазоха: «С Днем Победы, господин Мюллер», в ходе которой художники разослали поздравления с Днем Победы всем людям с самой популярной в Германии фамилией — Мюллер; или «Телеграмма сочувствия корейскому народу в связи со смертью Великого правителя Ким Ир Сена». Художники сталкивали общество со сложными, непроговоренными, часто табуированными темами, грубо подталкивая к переосмыслению истории.
Художники сталкивали общество со сложными, непроговоренными, часто табуированными темами.
«С Днем Победы, господин Мюллер»
Обязательства жертвы
Деятельность группы созвучна принципу «эстетики взаимодействия» — это термин, введенный французским искусствоведом и куратором Николя Буррио в начале 1990-х. Согласно ему отправная точка для искусства — человеческие отношения, а произведением становится результат взаимодействия с публикой. Фонд Мазоха зачастую «заставлял» зрителей становиться невольными перформерами его акций, помещая в дискомфортное и требующее выбора положение.
В «Последнем еврейском погроме» — одном из наиболее провокационных проектов середины 1990-х — художники не оставили зрителям права быть пассивными участниками. Они разделили всех пришедших на выставку на две группы, заставив каждого выбрать роль жертвы или погромщика и в соответствии с этим вести себя во время проекта. Каждому выдавалась памятка погромщика или обязательства жертвы, которые они должны были подписать. «Жертвы» не имели права покидать выставочное пространство, например выходить в туалет, и должны были беспрекословно подчиняться погромщикам. Погромщики могли свободно перемещаться, пить алкоголь и вести себя вне моральных норм и правил. На выставке были установлены три баннера, имитирующих гранитные могильные плиты: одна без надписей, другая — с именами жертв и третья — со свастикой, нарисованной поверх имен. Эти плиты соответствовали стадиям развития погрома: ожидание, сам погром, увековечивание памяти жертв.
В тексте к акции художники писали: «Погром является основным структурным элементом еврейской истории на протяжении всего периода отсутствия еврейской государственности. Благодаря погромам евреи сумели выработать национальный характер, позволивший им захватить доминирующие позиции и воссоздать Израиль. Можно говорить о ПОГРОМЕ как о позитивной селекции сравнительно с войной — селекцией негативной». Перенося погром из исторического пространства в сферу искусства, художники тем самым как бы «закрыли» эту тему.
Жесткость и хладнокровность, дистанцированность, прямолинейность художников вызывали негодование и непонимание. В 1995 году «Последний еврейский погром» стал поводом для закрытия целой выставки «Киевская художественная встреча», проходившей в Украинском доме в Киеве.
«Последний еврейский погром» стал поводом для закрытия целой выставки.
Люди как материал
В 2001 году художники создали свой наиболее масштабный и провокационный проект «Лучшие художники ХХ века». Работая с главным тезисом современного искусства, провозглашенным Йозефом Бойсом — «художником может быть каждый», — Игорь Дюрич и Игорь Подольчак провозгласили наилучшими художниками ХХ века политиков, террористов, сексуальных маньяков, чья деятельность ужасала и одновременно завораживала. Диктаторы Адольф Гитлер, Мао Цзэдун, Пол Пот и Ким Ир Сен; серийные убийцы Альберт де Сальво и Джеффри Дамер; ученый Зигмунд Фрейд; военные преступники Карл и Ильза Кох; бандиты Бонни и Клайд; гангстер Аль Капоне; педофил и убийца Марк Дютру и другие выступали как художники, для которых человечество — рабочий материал. Для каждого «художника» был разработан корпус произведений и бренд, под которым выпускались товары.
Снимки кровавых преступлений — «произведения» Аль Капоне — или умирающие в конвульсиях воробьи — «проект» Мао Цзэдуна — ужасали и одновременно приковывали взгляд. Эстетизация насилия раскрывала новую парадигму времени, во многом предвосхитив главное событие 2001 года — взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке. Этот теракт прикует миллионы людей к экранам телевизоров; позже арт-критик Акилле Бонито Олива назовет его «„перформансом“ бен Ладена».
Эстетизация насилия раскрывала новую парадигму времени.
В 2001 году проект «Лучшие художники ХХ века» был отобран для участия в первой за время независимости Украины Венецианской биеннале современного искусства. Пройдя все процедуры и конкурсы, проект был со скандалом отстранен, с тех пор так и не будучи показанным в Украине.
Фонд Мазоха был и остается уникальным художественным явлением, возникновение которого в «живописной», мыслящей в традиционных художественных рамках Украине вызывает удивление. Деятельность Мазохов, возникшая на фоне распада СССР и вызванной им неуверенности в завтрашнем дне, вместе с тем была созвучна международным процессам.
Появление Фонда в «живописной», мыслящей в традиционных художественных рамках Украине вызывает удивление.
Фотографии предоставлены Игорем Подольчаком.