Бузина Олесь. Украинский прорыв в Венеции / Олесь Бузина // Газета 2000. — №15 (743) 24 — 30 апреля 2015 г. – Режим доступа: https://www.2000.ua/v-nomere/forum/puls/ukrainskij-proryv-v-venetsii_arhiv_art.htm

Экспозиция наших художников на Биеннале вышла на второе место по посещаемости
К удивлению тех из отечественных критиков, кто скептически относился к участию нашей страны в 49-м венецианском Биеннале, украинская экспозиция собрала там 62300 посети телей, пропустив вперед только Тайвань. Самый громкий скандал в истории отечественного современного искусства обернулся неожиданным хеппи-эндом.

На фоне бледного в общем выступления Украины в различных мировых «играх» 2000 года прорыв на Биеннале можно смело зачислить в раздел утешительных призов, отмывающих имидж страны. Впрочем, именно этого и следовало ожидать.

Забитые повседневной суетой, мы долго почти не замечали того, что в 90-е годы на международную арену под вывеской НТО — «Новое творческое объединение» пробилась группа украинских авангардистов (Арсен Савадов, Валентин Раевский, Ольга Мелентий, Олег Тистол, Юрий Соломко, Сергей Панич). В шутку ее называли «батареей Раевского» (по имени художника Валентина Раевского — главного идеолога «новых творцов», являющегося одновременно дальним родственником знаменитого генерала 1812 года). Стартовав в перестроечный период максимального интереса к советскому андеграунду, они быстро обозначили национальную специфику, вернув в украинское изобразительное искусство забытую с 20-х годов атмосферу стеба и иронии.

Арсен Савадов пародировал привычную для официоза тему шахтерских подвигов, превратив героев труда в фантасмагорических сексгигантов (цикл «Донбасс-шоколад»). Фигуры чумазых работяг в балетных пачках с православными хоругвями и орлами римских легионов в руках вызывали гомерический хохот. Корчи имперской идеологии наглядно запечатлелись в этих работах, переплетаясь с издевкой над набившей оскомину гей-эстетикой.

Ольга Мелентий запомнилась «Креслом для классиков» — «изваянием» из стеклянных пластинок, которое непременно развалилось бы, попробуй в него кто-то сесть (ныне экспонируется в Венецианской библиотеке). И, наконец, инсталляция «Блятоптер» Раевского — великолепная издевка над армейским пафосом — странный, напоминающий недоразвитый вертолет начала века механизм, который, как следует из приложенной к нему инструкции, предназначен для «подавления и окончательного уничтожения вероятного противника» и функционирует за счет «топливно-энергетического материала», состоящего из клонов тараканов (blattoptera — по-латыни «таракан»). Выставленная в 1999 году в Париже в рамках проекта «Превентивные меры» эта работа оказалась очень своевременной на фоне нарастающего в мире военного психоза (сейчас находится в музее Henie Onstad, Осло).

То, что именно эта группа, щедро отметившаяся своими работами в европейских музеях, должна представлять Украину на Биеннале, сомнения не вызывало. Попытки соросовского Центра современного искусства по-быстрому «раскрутить» в противовес НТО дуэт львовских художников под «псевдонимом» Фонд Захер-Мазоха выглядели неубедительно. Пиаровский прием оживления старого брэнда хорош для рекламной кампании горячительных напитков. Но в данном случае он фактически лишил львовян собственного имени, ассоциативно связав их со старомодным писателем позапрошлого века. «Мазохистскими» играми сегодня можно изумить разве что обывателя из отечественной глубинки. Для Запада это неактуально — тема давно отброшена на обочину арт-процесса, еще с 50-х годов превратившись в сюжет для дешевых эротических комиксов. (В Венеции такие можно купить в молодежном квартале на площади Св. Маргариты.) Путевка в Италию по справедливости досталась «батарее Раевского».

Биеннале-2001 разительно отличался от своих предшественников. Проводимая с 1895 года выставка, в свое время открывшая Модильяни и с трудом признавшая Пикассо, к концу ХХ века окаменела, утратив непредсказуемость. Замысел ее нового куратора швейцарца Гаральда Зеемана состоял в том, чтобы вернуть все к исходной точке, уравняв в шансах грандов и амбициозных новичков. В этом смысле Первый украинский проект прекрасно вписывался в предложенную организаторами концепцию «Плато человечества».

Инсталляция наших художников располагалась в очень удачном месте — рядом с парком Джардини, в пятнадцати минутах ходьбы от центральной площади Св. Марка — объекты Биеннале разбросаны по всему городу. Ради украинцев, как новичков, организаторы даже потеснили аргентинцев, претендовавших на ту же «позицию». Обойти ее было просто невозможно.

На фоне одряхлевших павильонов старых участников замысел наших соотечественников выглядел наглым кавалерийским рейдом молодой нации, прорвавшейся к сердцу Европы. Гигантская армейская палатка цвета хаки скрывала пародийную диораму с типичным и в то же время иронически переосмысленным украинским ландшафтом — река, подсолнухи, белые хатки, конопля (как примета наркоманского времени) и на заднем фоне знаменитый Чернобыльский саркофаг. Нигде ни одного человека — атмосфера загадки и тайны. Прекрасный многозначный символ, который можно трактовать и как образ нынешней Украины в западном массовом сознании, и как предупреждение миру о надвигающейся суровой военной зиме, накрывающей зеленым брезентом пусть и несовершенную, но все же очень уютную повседневную жизнь. Особенно актуальной эта мысль казалась в ноябре, в дни закрытия Биеннале, когда вся Италия остро дискутировала вопрос, посылать ли своих солдат в Афганистан, а на венецианских домах вдоль Большого Канала развевались белые простыни с надписями «Stop war!»

Отнюдь не хай-тек правил бал на Биеннале. Этот стиль был тут скорее общим местом, штампом, знаком стандарта. В этом смысле показателен успех анонимного латиноамериканского мастера, представившего под псевдонимом А1-53167 серию обычных цветных фотографий военного парада в Гватемале. Зато как забавно они смотрелись, чем-то перекликаясь и с нашими милитаристскими потугами: маленькая нация играет в великую, по узеньким улочкам маршируют надутые пехотинцы в американском камуфляже, но с гватемальскими знаками различия. Как шаман проходит снайпер прямо в мохнатой маскировочной накидке, придающей ему вид тропического животного, выбравшегося из джунглей на городскую брусчатку. И лица женщин, восторженно взирающих на эту демонстрацию мужской силы. Специальный приз как лучшему молодому художнику, доставшийся этому фотографу, прекрасно доказал, что успеха сегодня можно достичь самыми простыми методами. Важна естественность переживания, а не выморочный изыск.

Комментируя замысел Нового творческого объединения, куратор венецианского Биеннале Гаральд Зееман отметил: «Впервые принимая участие в выставке, Украина установила павильон в виде милитаристской палатки рядом с парком Джардини. Считаю эту презентацию удачной. Ее посещает много людей. Я думаю, все совершенно».

Один из влиятельнейших западных арткритиков Пьер Рестани отметил: «Проект оригинален, интересно работают интерьер и экстерьер как единое целое. Я четко вижу, что это новая страна со своим взглядом на мир».

Я специально решил съездить именно на закрытие Биеннале, когда уже подведены итоги и вслед за финалом ты можешь увидеть совершенно непередаваемое зрелище демонтажа выставки — художники разбирают свои инсталляции так же, как водопроводчик кухонный кран. Павильоны Джардини, гигантские демонстрационные залы Арсенала, в котором средневековые венецианцы когда-то сушили лес для своего флота, напоминают в этот момент печальные ностальгические мастерские, проникнутые духом умирания. Бродя по пустеющим залам, откуда уже ушли художники и критики, ты чувствуешь, что авангардное искусство — это прежде всего интеллектуальная игра. Игра, с которой наши участники справились превосходно, подарив стране действительно запоминающийся дебют.

Пов'язані виставки

Персональні виставки

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Групові виставки

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Резиденції

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Акції

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Фестивалі

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Форуми

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Відкриття виставок

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Фінісажи

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Круглі столи

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Дискусії

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Майстер-класи

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Публічні розмови

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій

Пов'язані виставки

Інше

Перший український проект, 49-а Венеційська бієнале (2001)
Валентин Раєвський (куратор), Юрій Соломко, Сергій Панич, Арсен Савадов, Валентин Раєвський, Олег Тістол, Ольга Мелентій