Пов'язані профайли художників
Спецпроект Vogue.ua и PinchukArtCentre: все о художнике Кирилле Проценко
В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, прошлое и настоящее, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. В рамках проекта Vogue.ua и арт-центр публикуют статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Олег Тистол. Следующий герой – Кирилл Проценко, рок-звезда арт-сквота “Паркоммуна”.
Образ Кирилла Проценко как рок-звезды от искусства возник не на пустом месте. Пересматривая фото, сделанные во времена вечеринок на Паркоммуне в начале 1990-х, можно насчитать десяток вариаций причесок Проценко, полюбоваться разными «прикидами» художника, которые можно описать как сочетание фирменных солнцезащитных очков с одеждой, купленной на Сенном рынке. В ранних 1990-х в Киеве не было такого разнообразия музыкальных заведений, как сейчас. Youtube тоже не было. Вместо этого были подпольные концерты, постоянное копирование кассет и их круговорот среди меломанов. Как и сейчас, чтобы прослыть интеллектуалом, тогда нужно было не только читать правильные книжки, интересоваться контркультурным искусством, но и быть в курсе последних музыкальных новинок. В 1990-х всё это можно было сделать на Паркоммуне.
Кирилл Проценко в Паркоммуне заведовал отделом рейва вместе с Ильей Чичканом. Он и привел музыкантов в сквот. В одной из квартир сквота на Ирининской даже организовали репетиционную базу для нескольких групп. Позже Кирилл Проценко соосновал музыкальный лейбл «Термос», организовывал вечеринки в Берлине, вместе с Иваном Москаленко (aka DJ Derbastler) создал арт-медиа проект RADIO-EURASIA, участвовал в убойном аудио-видео перформансе в аэропорту в Венеции вместе с друзьями, группой Gogol Bordello, во время Венецианской биеннале в 2003-м. Стоит отметить, что аэропорт этот расположен на острове Лидо и был построен еще при Муссолини для частных самолетов, поэтому там практически ничего не происходит. Художникам и музыкантам своим перформансом «Экстра Шенген» удалось «всколыхнуть базу» самого спокойного места Венеции. Сам Кирилл вспоминает: «Количество порванных платьев Prada при перелезании через забор на эту вечеринку, побило все рекорды».
При этом в своем искусстве Проценко меньше всего похож на рокера: вдумчивый, последовательный, внимательный к деталям. Имидж хулигана и модника разбивается о техническую безукоризненность его работ. Он получил классическое художественное образование: в Республиканской художественной средней школе (сейчас – Государственная художественная средняя школа им. Т.Г. Шевченко); в Киевской академии искусств на отделении свободной графики. Видео, звук, фотография, выжигание, живопись — все эти инструменты доступны художнику и периоды увлечения каждым из них сменяют друг друга.
Кирилл Проценко принимал участие во всех выставках круга Парижской коммуны, курируемых Александром Соловьевым, но его первая персональная выставка «Падающая звезда» прошла в непривычной для 1994 года форме социологического исследования в Киеве (галерея «Бланк-арт»). На фоне одноименной работы зрителям предлагалось зафиксировать одно своё заветное желание. Через год Проценко предоставилась возможность расширить аудиторию проекта, показав выставку в Нью-Йорке. Стоит ли говорить о том, как сильно разнились ответы респондентов в этих городах?
Искусствовед Олег Сидор-Гибелинда охарактеризовал Кирилла Проценко так: «Его лучший друг — Джеймс Бонд (на картине 1991 года «Большая проблема» он даже изображен дважды), его любимый герой — Старик Хоттабыч (понятно, где сошлись Восток и Запад)». Действительно, основной темой исследования Проценко в искусстве являются символы массовой культуры — образы, понятные всем, считываемые публикой за считанные мгновения. В основном, конечно, эти символы понятны на постсоветском пространстве, но есть и универсальные, такие, например, как вышеупомянутый Джеймс Бонд. Эта секундная радость узнавания сменяется тревогой в тот момент, когда зритель замечает, что с любимым героем его детства или кумиром юности что-то не так. Проценко заставляет нас работать со своими стереотипами и детскими страхами.
Большая часть работ Проценко сделаны при помощи метода выжигания. Сам метод создания работ Проценко перенес в разряд высокого искусства из статуса пионерского хобби еще в 1995 году. Как метко подметил Константин Дорошенко в свежем тексте о художнике, «в 1990-х Проценко раскованно нивелирует цеховой снобизм, создавая прибором для выжигания масштабные образы могучих, изящных, соблазнительных тел». В этой серии Проценко «прошелся» по системе важнейших визуальных кодов: «гедеэровские» переводные наклейки с изображением миловидных девушек («Бейбы», 1995, фанера, выжигание) летчики-герои, кадры из первых доступных в 90-х иностранных фильмов, страницы учебника по анатомии, мультяшные герои, бодибилдеры. После первой серии «Выжигателя» Проценко создавал много разных работ: видео, живопись, работы в технике высокой печати, объекты, хеппенинги, но выжигатель далеко не прятал и возвращается к этой технике и по сей день. И хоть на прошедшей недавно выставке Кирилла Проценко «Обратная связь» есть остроумная работа с бутсами, которая называется «Завязал», надеюсь, с выжиганием он не покончил.
Продолжая путешествие по творчеству Проценко, разглядываем работу «Техника безопасности», в которой художник решил усилить защитные свойства строительных касок с помощью нанесения на них портретов различных духовных лидеров всех времен и народов. Портрет, естественно, обращен лицом к опасности – пресловутому кирпичу, падающему на голову. Перед глазами тут же возникают торпеды автомобилей всех киевских таксистов, обклеенные пластиковыми китайскими иконками «для защиты» самих же таксистов, которые обижаются на пассажиров, пытающихся пристегнуться.
Иронизируя над консьюмеризмом покупателей искусства, Проценко создает серию «Натюрморт — на кухню. Пейзаж — в спальню» (презентована в галерея «РА» в 2002 году). Здесь художник тоже не удержался и использовал самые «не элитарные» материалы – обои как подложку, а сами натюрморты были с помощью ксерокса перенесены из культовой «Книги о вкусной и здоровой пище» на кальку. Не обошлось без рам в позолоте. Серии Проценко рождаются из регулярного исследования больных мест нашего общества. Отсюда — гротескный фотоцикл «Браконьеры» (2010), в котором в качестве модели поучаствовал и сам автор, где маленькая деталь — игрушечные глазки, полностью меняют всю смысловую нагрузку.
Так действует Проценко: с помощью иронии, не назидательно, без морализаторства поднимает серьезные вопросы. Искусство Проценко дружелюбно по отношению к чуткому зрителю – темы, смыслы и формы понятны – они знакомы нам с детства. Проценко миксует их как диджей, а некоторые ставит на луп (повторяет – прим.авт.), создавая еще один смысловой слой, а потом еще и еще.
Текст: Ксения Малых