«ЛОВЕЦ СНОВ»: СЕРГЕЙ СВЯТЧЕНКО
Сергей Святченко родился 7 октября 1952 года в Харькове. В 1975 году окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института (ныне — Харьковский национальный университет строительства и архитектуры), после чего в 1986 году переехал в Киев, где окончил аспирантуру Киевского инженерно-строительного института (ныне — Киевский национальный университет строительства и архитектуры). На протяжении всей своей художественной практики Святченко экспериментировал с разными медиа, однако известность ему принес именно коллаж.
Первые свои работы Сергей Святченко исполнил за год до объявления курса на перестройку. Этот период важен для многих художников его поколения: молодые авторы обрели свободу и уверенность во времени, месте, эксперименте, возможностях, которые они могли реализовать.
Как и многие авторы, сформировавшиеся в 1980-е, Сергей Святченко находился под влиянием фильмов Андрея Тарковского. Настроение, созданное режиссером в его фильмах, Святченко старался передать в своих коллажах. Это настроение просматривается не только в сюжетах и художественных рифмах, но, в первую очередь, в пространстве, которое создает художник-архитектор внутри коллажа (особенно ярко выраженного уже в первой серии «Таинственный мир»).
Выставочная практика Святченко также начиналась в 1980-х в Харькове, продолжилась в Киеве и развилась в Дании. «Моя коллажная идеология набирала силу (это направление я развивал и окончательно сформировал в конце 1990-х). И вот с этими идеями я приехал в Данию, где у меня появилась возможность работать для подготовки моей персональной выставки живописи вGalerie Thea Fischer-Reinhardt в Западном Берлине», — рассказывает Сергей.
Коллаж как жанр стал популярным и востребованным в 20–30-е годы ХХ века, и современный коллаж не уступает своему предшественнику.
Святченко отмечает, что модернистский коллаж часто заключает в себе радикальное политическое стремление изменить общество, освободить его от предрассудков. По его словам, художники и критики видели в соединении несовместимых художественных образов в коллажах аналогию с бытием. Коллаж, как и другие медиа, быстро реагировал на ужасающие и радикальные события, которые каждый раз происходили в обществе и меняли его.
«“Радикальный субъективизм” (это то, чем я занимаюсь последние 30 лет с моим коллажем) дает мне право говорить, что одна из теорий, объясняющих огромную популярность коллажа и его цель в последние годы, заключается в том, что существующая среда высоких технологий дает художникам возможность “нарезать” подавляющий поток изображений и пытаться найти или навязать нам какой-то смысл, создав новые визуальные структуры, и этим показать, что коллаж как медийное искусство становится актуальным, таким, каким был революционный плакат Родченко периода конструктивизма», — рассказывает автор.
Процесс создания коллажа Святченко — ручной и аппликативный. Автор вручную конструирует свои образы, фактически наощупь выстраивая тот или иной сюжет с помощью ножниц и клея. Подобная аккуратная работа очень похожа на то, как человек выстраивает свой собственный путь, — осторожно и интуитивно продвигаясь вперед, совершая важные шаги или делая ошибки.
Святченко признается, что еще тогда, в начале 1980-х годов, это был естественный и единственный способ работы для него как художника. «Вырезанные элементы для коллажей у меня собраны и отсортированы в папки, каждая папка имеет свое название в соответствии со спецификой отобранного материала. Мой интерес к печатным материалам и их многолетнее коллекционирование — это такой сознательно-бессознательный процесс, который приобрел характер особенного ритуала», — говорит автор.
В своих коллажах Святченко работает как с апроприированными образами и картинками, так и с собственными изображениями.
Международное признание ему принесла серия «Less», над которой он работал и работает с 2004 года. В этой серии, состоящей всего из двух-трех элементов, парящих на вызывающе ярких фонах, он обращается к цвету как к пластической динамической форме, создающей не только фактуру, но и сюрреалистический сюжет, отсылающий к работам Дали, Магрита, Мана Рея. Святченко использует различные изображения из книг и журналов, подобно «ловцу снов», таким образом, «фильтруя» изображения и грезы, он оставляет в его реальности лишь необходимые для него элементы.
В серии «Secretly» (2013) основой для создания другой альтернативной мистической реальности стали его фотографии. Обращаясь к образу леса, он пытается вмешаться в исторический процесс. С одной стороны, каждое дерево — это персональная история человека, его личная трагедия и его личное счастье. Святченко пытается персонализировать историю, акцентировав внимание на индивидуальной практике и уникальных опытах. С другой стороны, именно эти коллажи возвращают к контексту 1980-х и творчеству Тарковского, точнее, к музыкальному и вербальному сопровождению его фильмов. Деревья, подобно струнным инструментам, создают внутреннюю невидимую музыку, ритм произведения.
К слову, одна из работ этой серии до осени 2017 года была размещена перед музейным кварталом Вены (MuseumsQuartier).
«Когда-то, в первые годы после приезда в Данию, директор одного из художественных музеев Троелс Андерсен сказал мне, что я выбрал “неправильную” страну для работы и проживания», — рассказывает Святченко. — Для того, чтобы зарекомендовать себя здесь и получить имя, говорил он, понадобится минимум 25 лет. И он оказался прав. Дания — это не Америка или Британия, где привыкли к разнообразию этносов и культур. Здесь большинство людей носят фамилии Петерсен, Свенсен или Нильсен, и Святченко звучит очень экзотично и очень странно, особенно в художественных кругах».
«Все начиналось с нуля. Тогда я немного владел только английским, но быстро понял, что пытаться делать карьеру в этой стране без знания датского просто бессмысленно, поэтому выучил датский. Было нелегко, особенно с произношением. В датском есть гласные звуки, которых нет в славянских языках, научиться их произносить удается не сразу, и поэтому датчане вас не понимают, хотя вы построили фразу грамматически и синтаксически правильно. Конечно, мне во многом повезло. Я получил возможность почти сразу работать с одной из лучших галерей в стране, которая успешно занималась продажей моих живописных работ и коллажей», — делится воспоминаниями художник.
Сегодня Святченко работает с ведущими европейскими галереями. Там же в Европе он знакомится и с украинским искусством. «Например, в Вене, когда монтировал свою инсталляцию, я увидел на выставке работы Никиты Кадана, талантливого художника нового поколения, который, на мой взгляд, понятен в европейском контексте и близок мне своими идеями», — рассказывает он.
Святченко продолжает работать в жанре коллажа, живописи и видео. Он реализовал также несколько монументальных живописных работ, в том числе в штаб-квартире Nokia в Копенгагене, новом офисе Jyske Bank в Силькеборге, здании фирмы Danisco в китайском Куншане, в помещении новой датской бизнес-академии Tradium.
Британский специалист в области визуальной культуры, автор ряда книг и публикаций, профессор, куратор и лектор современного искусства Рик Пойнор (Rick Poynor) говорит о работах Святченко так: «В коллажах Святченко соединяются политический утопизм конструктивизма с более темными психологическими течениями и извращенностью сюрреализма. От конструктивистов он воспринял тенденцию использовать разномасштабные элементы, а также элементы значительно большего масштаба, и оставлять много свободного, ничем не заполненного пространства. Другим источником вдохновения стали искаженные фигуры, открытые фоны и грубые формы в дадаистских фотомонтажах конца 1920-х и 1930-х годов. С точки зрения содержания и их влияния на зрителя, подчеркнуто очерченные изображения Святченко, возможно, наиболее тесно связаны с мирами сновидений сюрреализма. Он реконструирует тело с нарушенными пропорциями, запасными частями и пластическим повторением. Изломанная новая “реальность”, которую он предлагает с непоколебимой последовательностью, не может быть объяснена. Сегодня он один из самых влиятельных и провокационных новаторов современного коллажа в мире».