Спецпроект Vogue.ua: все о художнике Максиме Мамсикове
Все о Максиме Мамсикове, одном из самых известных украинских художников – в спецпроекте Vogue.ua и PinchukArtCentre.
В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Vogue.ua и PinchukArtCentre начинают сотрудничество, в рамках которого будут публиковать статьи о самых интересных персонажах украинского искусства. Первым героем стал Александр Гнилицкий. Продолжается серия рассказом о Максиме Мамсикове, одном из самых узнаваемых украинских художников. Катерина Яковленко, сотрудник Исследовательской платформы PinchukArtCentre, рассказывает о том, из чего состоит стиль Мамсикова.
Мы пришли к Максиму Мамсикову в его мастерскую вместе с Татьяной Кочубинской, куратором Исследовательской платформы PinchukArtCentre, чтобы расспросить об искусстве 1990-х, ранних работах Максима и художниках, которые на него повлияли. В подготовке к выставке “Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление” мы использовали репродукции художников для изучения, но не могли себе представить, что одно из полотен, оригинальная работа, может лежать в мастерской, небрежно скрученной в сверток, без всякого пиетета. Когда мы зашли в мастерскую Мамсикова на Лукьяновке, на полу лежало большое полотно, три на два метра длиной. Это была “Смерть Буратино”: работу Мамсиков создал в 1992 году в ответ на картину художника Александра Гнилицкого “Рождение Буратино” (1991), с которым они дружили и жили вместе в Паркоммуне на улице Михайловской. “В 1991 году картина Гнилицкого и ее название показались таким абсурдом, что я решил создать свою работу”, — вспоминает Мамсиков. Долгие годы она лежала в мастерской, и о ней никто не знал – и только во время выставки в PinchukArtCentre ее увидел мир.
Мамсиков родился в семье художника-семидесятника Владислава Мамсикова. Поступил в Киевский государственный художественный институт на графическое отделение, был в армии, а “когда вернулся в 1991 году, все в стране поменялось, свободой уже не то, что просто пахло, она бурлила в Киеве”. В 1990-ые годы Мамсиков жил в нескольких сквотах в центре Киева, позже стал участником культовой Парижской коммуны, дружил с художником Олегом Голосием, который на тот момент считался уже успешным художником – выставлялся в Москве, его покупали, и фактически учился у него живописи.
Картинам Мамсикова присуща ирония. Юмор художника можно сравнить c литературной иронией Остапа Вишни — простой, бытовой, доброй. Например, это заметно в работе “Ку-клукс-клан” (1993) — она написана в ходе психоделических экспериментов Мамсикова, которые приводили к созданию “галлюциногенных полотен”. Используя монохромные цвета, Мамсиков изобразил персонажей расистской группировки Ку-Клукс-Клан. Они одеты в характерные белые балахоны, скрывающие тело и лицо, и передвигаются на грузовике в темном лесу. Капюшоны пятерых членов группировки виднеются из кузова автомобиля, “будто морковки из кошелки”, говорит художник. Выбранный Мамсиковым образ связан с контекстом 1990-х годов, когда возникали идеологические движения и секты. Одной из таких экстремистских организаций была секта Белого братства в Киеве в 1990-1991 годах.
Некоторые ранние работы художника на сегодня считаются утраченными. Так, поиски «своего Мамсикова» недавно объявил фотограф и режиссер Антон Трофимов ( раньше жил в Киеве, сейчас – в Нью-Йорке). Недавно из его киевской квартиры пропала работа «Без названия», на которой изображен парень в костюме, стоящий посреди поля. “Мне нравилась эта работа, и я выпросил ее у Мамсикова с условием, что буду предоставлять на выставки, если возникнет необходимость. Макс дал мне эту работу, она остается для меня знаком важного времени. До отъезда из Киева я таскал ее по всем квартирам, где жил, и вешал вместо ковра. Сейчас она пропала из квартиры”, — рассказывает Трофимов. Поиски картины продолжаются.
Последней картиной Мамсикова, созданной в сквоте Паркоммуна, стала работа “Фонарь” датируемая зимой 1993 года. Мамсиков воспроизводит печальный зимний пейзаж, на котором изображен советский автомобиль, въехавший в уличный фонарь. Контраст цветов создает особое – щемящее – настроение и передает депрессивную атмосферу накануне распада сквота. После этого Мамсиков долгое время не занимается живописью, работал в сфере рекламы, и даже в тату-салоне.
Одной из самых интересных работ Мамсикова того времени стал цикл фотографий “Кладбище Берковцы и его жители”, которую автор создает совершенно случайно во время рекламной съемки в 1999 году. Надгробные плиты киевских “малиновых пиджаков” впечатлили автора своей помпезностью и китчем. Для того, чтобы передать весь похоронный абсурд 1990-х, автор не делает лишнего — он просто фиксирует кладбищенский пейзаж с помощью фотоаппарата. Эти фото Мамсикова были показаны на групповых и персональных выставках по всей Европе.
К живописи художник возвращается в конце 1990-х, а в начале миллениума придумывает карманный формат рисунка, продиктованный потребностями арт-рынка того времени. Работы художников тогда становятся доступнее для покупателя, и, соответственно, продаются лучше. Мамсиков начинает рисовать совсем небольшие картины – некоторые из них были размером с фотографию на паспорт. Самой яркой работой такого формата становится «Беломорканал», перерисованная иллюстрация к советским папиросам «Беломорканал».
В нулевые художник также работает со скульптурой, пробует себя в инсталляции. Но верным Мамсиков все равно остается именно живописи. В это время художник создает серии “Многоэтажки”, “Биллборды”, “Дороги”, “Подснежники”. На полотнах Мамсикова можно найти известных персонажей – художников Игоря Гусева и Ксению Гнилицкую, братьев Кличко и футболистов ФК «Шахтер».
Новый этап живописи Мамсикова — начало 2000-х, когда определяющей для него становится разработка не проблематики, а яркого колорита. Художник рисует целые циклы жизнеутверждающих “зеленых работ” и не менее насыщенных “синих”, названия которых так и формируются — по цвету. “Зеленые” связаны, прежде всего, с футболом, “синие” — с впечатлениями от поездки в Индию. В то же время появляются воздушные шарики, морские пейзажи и неприглядные купальщицы, которые стилистически напоминают работы отца художника Владислава Мамсикова.
С синим цветом Мамсиков начал работать в 2007 году. Работы так называемого “синего цикла” стали своеобразной визитной карточкой художника, на них возник большой спрос среди коллекционеров. Именно с “синей” работой в 2009 году художник дебютировал на лондонском аукционе Sotheby’s. Его полотно “Морской пейзаж с парашютом” был продан за 10 тыс евро. В том же 2009 году другой аукцион Phillips de Pury продал сразу три картины Мамсикова — “Морской бой” за 20 тысяч евро, “Ленина” за восемь и “Звонок” за 11,3 тысячи.
Сегодня работы Мамсикова находятся в частных коллекциях как в Украине, так и заграницей. Несколько работ художника есть в коллекции киевской Karas Gallery. “Мамсиков интересен своими поисками. В конце 1990-х — начале 2000-х он постоянно экспериментировал, создавал скульптуры из пластилина и, в конце концов, снова вернулся к форматной живописи. Его картины — это очень тонкие и пластичные исследования повседневной жизни. Мамсиков отличался от своего поколения, например, Ройтбурда, Тистола. Его коллеги мыслили эпически, а он занимался камерными, интимными темами. Все это придает его работам чувственности”, — говорит галерист Евгений Карась.
Много работ Мамсикова сегодня находится в коллекции семьи Гриневых. “Коллекция семьи Гриневых – это репрезентативный срез украинского искусства от шестидесятников до сегодня, – рассказывает искусствовед Галина Глеба. — Гриневы собирают, в том числе, работы художественных династий. Одной из таких династий в коллекции является семья Мамсиковых: Владислав Мамсиков, яркий представитель поколения семидесятников и “сурового стиля”, и Максим Мамсиков, участник Парижской Коммуны и художник уже независимой Украины”.