Жарких Л. Интервью. Вячеслав Машницкий о Херсоне, о женщинах и о себе / Лариса Жарких // Херсон маркет. – 2008. – 6 марта

Вячеслав Машницкий – один из тех художников, которым на месте спокойно не сидится. Мало того, что получил профессиональное художественное образование, стал членом Союза художников Украины, успел пожить и поработать в двух столицах -Киеве и Москве, так еще, вернувшись в 2002-м в родной Херсон, что-то новое и необычное придумывает. То вместе с Игорем Платоновым организовал в своей квартире «Галерею Союз Спадкоемців/02» (2002), то «Музей Современного Искусства» там же (2004), то создал «Херсонский областной благотворительный фонд им. Полины Райко» (2005)

Слава, ты вернулся в Херсон и на пустом месте создал галерею, потом музей. Такая активность следствие столичной жизни?
Нет, это наличие определенного количества энергии и желания. И потом, совсем не на пустом месте: все-таки отец художник, это все благодаря ему – дом строился Союзом художников, а строительным подрядчиком был дедушка. Сидя в столицах, я ностальгировал по Херсону, но когда сюда приехал, мне как бы сам Бог велел что-то такое сделать, чтобы продолжить дело дедов и отцов. И квартира, в которой жили отец с матерью, и я рос с сестрой, как-то логично выросла в выставочную площадку, потому что для Херсона одного выставочного зала мало. Тут хоть и маленькая площадь, но позволяет презентовать какие-то локальные проекты, которые не показывают на уровне выставочного зала, молодежные в основном. Такая галерея нужна в любом более или менее крупном городе, тем более – областном центре. И, судя по всему, она очень хорошо сработала. Мы вывели молодых херсонцев на украинский рынок. Стас Волязловский – уже звезда. А 4 марта в галерее «Арсенал» “открывается выставка белозерских художников -Саши Печерского и Саши Жуковского.

Значит, патриотизм проснулся именно в столицах?
Да, там я всегда был украинцем, херсонцем. Я посмотрел, поездил и решил: надо делиться, отдавать, что умеешь, знаешь. И эта работа длится уже 5-й год, за это время сделано порядка 30 проектов. Думаю, это хороший результат. Сейчас можно спокойно жить в Херсоне, владеть информацией и участвовать во всех проектах. А уезжать из Херсона никто никуда не хочет. Для меня Херсон – это схема мироздания, здесь все есть – те же принципы, те же законы, зрители, художники. Потому и интересно сделать все сначала здесь, а потом – еще где-нибудь. В какой стране – это уже не важно.

Как получилось, что художник Машницкий все же опередил бизнесмена и мецената Пинчука, создав Музей современного искусства в Херсоне чуть ли не на год раньше?
Думаю, Херсон того достоин, он и планировался как южная столица. Тут критическая масса культуры и культурных людей гораздо выше, чем кажется на первый взгляд. Музей оказался своевременен, кстати, у нас в коллекции есть те же художники, что и у Пинчука. Единственное, в отличие от Пинчук Арт Центра, мы существуем без бюджета, но к счастью, идея побеждает. Это дерзко, но интересно, это привлекло внимание. К нам приезжал куратор по украинскому искусству Пинчук Арт Центра арт-критик Александр Соловьев вместе с Марселем Гроссом, который помогал организовывать этот Центр.

Что отмечают люди столичные в Херсоне?
Что мы какие-то странные: ни кола ни двора – а что-то пытаемся делать, выдвигаем тезисы о том, что Херсон – культурная столица юга. Им это кажется очень невероятным – работать без реальной финансовой поддержки, на голом альтруизме. К тому же, здесь как такового рынка современного искусства нет (по крайней мере, на сегодняшний день не обнаружено каких-то заинтересованных людей со стороны).

А зрители насколько подготовлены к принятию современного искусства?
Я думаю, в процентном соотношении пропорция везде приблизительно одинаковая. Таких людей и не может быть много. В любых городах мира есть своя категория зрителей, своя категория художников, которые и образуют эту культурную нишу с развитием рынка (кстати, современное искусство дороже на порядок, а то и на десять). Думаю, Херсон -город абсолютно культурный по потенциалу, каждый работает на своем месте – и правильно делает. Что касается популяризации в глобальных, масштабных вещах, безусловно, нужны и продвижение, и финансы, и понимание. Полагаю, что все это будет со временем. Но на самом деле художники от этого не комплексуют. Главное, что это есть, это как-то многообразит наше пребывание в этой жизни.

Как часто в музее выставляется сам хозяин?
Не так уж и часто, если учесть, что там же я живу со своей женой. Мы как бы каким-то образом сами являемся произведением искусства – такой перформанс длиною в жизнь. Практически, в любой момент приходят гости – знакомые и незнакомые, постоянно есть экспозиция. Я лично свои работы из 30 проектов выставлял раза два, остальное – или совместные проекты, или проекты других художников, в основном, херсонских , иногда – киевских.

Какое направление на сегодня наиболее близко?
Реализм.

Несмотря на работу, проделанную по популяризации современного искусства?
Конечно. Реализм – это позиция, мировоззрение. Плюс гигантский опыт – я прошел все инстанции по обучению, начиная от изостудии и заканчивая киевской академией художеств. Где-то, может быть, знания мешают, где-то помогают, но, безусловно, все это позитивно. Работа идет всегда – а что еще делать художнику? Хочется писать такие работы, чтобы самому погружаться в них, смотреть на зрителя уже из пространства картины и, соответственно ,погрузить зрителя в изображаемое. Хотя я и абстракцией занимался, и концептуализмом. Это во многом обогатило понимание и желание создания того, что я делаю сейчас. Я большую часть был концептуалистом , а сейчас хочу быть живописцем , просто рисовать все, что нравится.

А что нравится?
Нравится рисовать людей, солнце, небо, плавни, бабушек, дедушек… То, что меня окружает в Херсоне. Это дает какое-то состояние умиротворения. Херсон – это одновременно что-то восточное и что-то западное, современное. Здесь очень много пересечений культурных, каких-то знаков, над которыми я сейчас и работаю. В Херсоне наша жизнь – буддистко-христианско-конфуцианская. Это размеренный, абсолютно восточный ритм, потому что – юг. И в то же время – западный ритм: активность, быстрота реагирования, Интернет…

Говорят, самые красивые девушки живут в Херсоне? Как художник ты с этим утверждением согласен?
Конечно, абсолютно согласен. Красивых девушек много в каждом из городов, в котором я побывал, но херсонки – особенные. Они вроде бы и восточные женщины по отношению к мужчине, но с другой стороны есть и активные, бизнес-леди. Здесь смешаны всевозможные национальности. Если херсонцы живут в других городах, они очень отличаются. Это и хотелось бы продемонстрировать – посредством изобразительного искусства.

Какие черты наших женщин привлекают художника?
У меня вполне типичная ситуация в отношениях с женщинами. Мне понравилось в моей жене, когда мы с ней познакомились, что она очень любит плавни, очень любит Херсон, так же любит попить пиво с рыбкой. Вот это меня и подкупило. Я знаю много таких женщин, девчонок, взрослых и молодых. Наверное, в них особенность эта есть – любовь к своему городу, к своим мужчинам. Это очень круто.

А внешне?
Обаяние женщины очень важно. Доброта и искренность… Искренность и доброта – они, в общем-то, и формируют внешность. Хотя все женщины очень разные – милые толстушки, худышки, высокие и невысокие – все зависит от обаяния и от искренности. Это банально, но не надо бояться быть такой, какая ты есть. Разным мужчинам нравятся разные женщины, даже одному мужчине могут нравиться совершенно разные женщины. Женщина не может быть некрасивой – потому что она женщина.

Рисуя женщину, на чем делаешь акцент?
Важен внутренний мир женщины и мир, который вокруг нее. Это могут быть выразительные глаза, выразительная фигура, линия, пластика, движение, жест, цвет волос – все что угодно. Каждая женщина дает настроение первозданное легкости, красоты.

Насколько для художника важна муза?
Художнику нужен друг. В первую очередь. Женщина-друг – это есть и муза, и любовь, и гармония. Профессия художника очень сложная по психологическому состоянию. Естественно, это отражается и на семейных отношениях. Тут очень важно понимать, что художника невозможно переделать, ему дан талант, который он обязан развивать. Если он этого не будет делать – станет скучным и неинтересным для той же женщины. Женщина одновременно и провокатор творческого акта, и антагонист в этом процессе. Она – самый великий кудесник и художник. Она рождает по-настоящему, а художник все-таки имитирует, делает искусственной реальность.

Почему у нас мало женщин среди художников?
Во-первых, это очень сложно – много физической нагрузки. Женщины, может быть, гораздо сильнее, но не каждая захочет ходить в краске, без маникюра, в прорезах от подрамника и гвоздей. И здесь я не могу не вспомнить Полину Райко. Эта бабушка из Цюрупинска – просто бомба! Начала рисовать в 69 лет, расписала весь свой дом и в 74 померла. Когда я с ней познакомился, понял, что это явление, это – Микеланджело нашего времени. Я видел какие-то традиционные росписи, но вот чтобы так монументально осветить всю свою жизнь в своей собственной хате… Полностью: потолки и стены – я такого не видел. Да и от иностранцев, которых я привозил в ее дом, не слышал, чтобы они видели подобное. И я уверен на 100%, что это будет брэнд Украины. Это, конечно, гениальный случай, необъяснимый – просто сделала бабушка – и все, именно в Херсонской области. Значит, здесь гигантский потенциал. После этого и пошли темы мои с музеем.

И напоследок, в канун 8 Марта, что хотелось бы пожелать херсонским женщинам?
Берегите себя, не расстраивайтесь. Мы вас любим такими, какие вы есть. Присутствие женщины и мужчины на этом свете – только лишь к добру, к труду, нормальному, ежедневному. Надо работать над собой, надо любить и уважать себя… Тогда будет все в порядке. Интересуйтесь живописью, кино – художники всегда были и остаются в авангарделюбых социальных проявлений, певцами женской красоты и человеческих отношений. Женская красота на 90% зависит от отношения с окружающей ее действительностью. Все это в комплексе делает женщину красивой и свободной.

Разговаривала Лариса Жарких

Пов'язані художники