Последним материалом прошлого года стал отчет о проведенных Sotheby’s торгах Contemporary East, в котором многие усмотрели начало нового этапа развития украинского арт-рынка: осмысленной и подготовленной покупки коллекционерами отечественных художников на зарубежных торгах. Тему предвзятости предлагаю оставить до следующих крупных торгов в июне, просто поверив в то, что понятия «предельная чистота покупки» и «высокий статус аукционного дома» будут сопровождать наше искусство и в дальнейшем. А по результатам первого полугодия сможем сказать, был ли обманут украинский рынок в очередной раз, либо это мы с вами были сдержаны в положительной оценке и искреннем восторге.
Мы помним, что все реализованные на Sotheby’s Contemporary East произведения были проданы выше эстимейта. Исключением не стал и Арсен Савадов, чья работа «Комедия дель арте в Крыму» при оценке в GBP 5 000 – 7 000, ушла с молотка за GBP 8 125. Работы художника всегда участвовали в крупных групповых «вбросах» украинского искусства на международные публичные торги, в том время как сам Савадов одним из первых стал регулярно участвовать работами в аукционных историях высшего уровня (Sotheby’s), преодолев притяжение домов второго уровня. Более того, до прошлого года он оставался самым дорогим украинским художником, когда-либо проданным на арт-рынке (в 1987 году работа Савадова-Сенченко «Печаль Клеопатры» была приобретена на парижской ярмарке FIAC за USD 150 000… правда, другим художником, Пьером Фернандес Арманом, одним из основателей «нового реализма»), а после рекордной публичной продажи Анатолия Криволапа остается таковым в сегменте «частные продажи». Можно было найти несколько броских и отчасти справедливых эпитетов для заглавия данной статьи, как то: самый скандальный украинский художник, самый дорогой художник, проданный частным образом или самый неудобный художник для корректора интервью, из-за обилия непечатных, но вкусных и дельных выражений. Мы предложим свой вариант – а после поймем, почему это важно.
Арсен Савадов, единственный украинский художник, имеющий два «официальных» сайта.
Арсен Савадов, Юрий Сенченко. Печаль Клеопатры. 1987
По состоянию на январь 2014 года имеет 18 аукционных историй, из них:
– 3 украинских дома
– 15 международных домов
– после рекордной неучтенной продажи на FIAC (некоторые источники ошибочно связывают ее с аукционом Sotheby’s, проведенным в СССР в 1987 году) работы Савадова 20 лет не выходили на публичные торги. Возможно это связано с периодом жизни и работы в США (а что, там этому не учат?), и нежеланием западных коллекционеров выставлять приобретенные работы на аукцион (либо ценность авторского замысла высока, либо перспектив получения прибыли не видели);
– в 6-и из 15-и зарубежных продаж работы уходили выше эстимейта, дважды в пределах эстимейта, в шести случаях продажа не состоялась. Отмечаем, что пять несостоявшихся продаж приходятся на дом Sotheby’s, одна – на MacDougall’s;
– при несостоявшихся продажах средний эстимейт составил USD 15 000, особняком стоит работа оценочной стоимостью USD 70 000 – 90 000 («Волчок», холст, акрил, 2007 года создания), выведенная на торги годом позже, 2008-м;
– также стоит отметить, что из 18 работ Арсена Савадова 13 проходили по каталогам как фотографии (8 проданных), 5 – как фигуративная живопись (2 проданных);
– топ-продажа на зарубежном аукционе – GBP 22 500 / Phillips de Pury, 2009 (эстимейт составил GBP 15 000 – 20 000);
– обратимся к отечественным торгам: 2011 год, цифровая печать (эстимейт USD 8 000 – 10 000) – не продана, тот же год, те же торги, живопись (эстимейт USD 55 000 – 75 000) – не продана, 2011 год, другие торги, цифровая печать (эстимейт USD 8 000 – 10 000) – продана за USD 65 000. Стоит добавить, последняя продажа имела место в Донецке, а серия называлась Underground Art 2000. Очень хорошо отражает наш рынок, не так ли?
Итого имеем:
– средний эстимейт следует делить на жанры работ: для фотографий он составляет USD 8 000 – 10 000, для фигуративной живописи (холст, масло или акрил) – USD 30 000 – 50 000;
– что характерно для Савадова, разницы между оценочной стоимостью для украинских и международных торгов практически нет. И что важно, и та и другая цифра – реальное положение художника на рынке;
– непроданные работы в большинстве своем были выведены на международные торги (отношение проданным к непроданным 60% на 40%), однако на украинских аукционах при трех историях ситуация выглядит хуже (30% на 70% в пользу нереализованных.
Что можно узнать о художнике потенциальному коллекционеру и инвестору из открытых источников? Колоритные интервью (которые рекомендую прочесть каждому, в первую очередь молодым художникам), внушительный перечень домашних и зарубежных выставок, непохожие друг на друга серии качественных с художественной точки зрения работ, жанровый калейдоскоп начала 2000-х, серьезный background художника и ясность пути и мысли. Это несомненный плюс.
Арсен Савадов. Из серии “Коллективное красное”. Часть 1. 1998
На что наталкивается обрадованный покупатель, желая войти в контакт с художником с целью приобрести работу? На два «официальных» сайта и столько же личных страничек в социальных сетях, не считая публичного профиля в жанре самого Савадова «Книга мертвых». Причем, один из сайтов целиком на английском языке, на другом русскими буквами отмечены лишь новости. Социальные сети тоже не подарок – здесь патриоты-от-искусства выкладывают различного рода хлам и благодарят за добавление в друзья. Сам художник в одном из интервью охарактеризовал изображенную им Клеопатру выражением «е-на мать». Интересно, выразился бы он по-другому, знай о наличии такого количества онлайн-ресурсов?
Арсен Савадов. Спутник. 2002
Вы скажете, чем это плохо, ведь у других художников сайтов в помине нет? Поясним. Те, кто хоть раз занимался букингом отелей в сети, знают, как непросто найти официальный сайт, чтобы избежать лишних комиссионных. Скажем, у всемирно известной «Астории» в Санкт-Петербурге порядка десяти красиво сверстанных сайтов, но лишь один из них – официальный. И найти его можно, только вбив сложное имя английского владельца: остальные доступные домены давно заняты агентствами. Ровно то же и с Савадовым. Складывается впечатление, что сайты, как и страницы в социальных сетях, велись некой менеджерской командой, а после расставания люди (домены с паролями) были безвозвратно утеряны, а взамен просто созданы новые. Но мы видим, что с любого ресурса можно отправить письмо, а значит – спросить о покупке. Интересно, через сколько рук и наценок пройдет картина, оставь человек запрос в ложном месте?
Это вопрос не к менеджменту Савадова, а к самому художнику – поскольку именно он назначает свой менеджмент. Второй вопрос к художнику, прозрачно упомянутый в начале материала, задаст более искушенный читатель: почему за годы, проведенные в столице арт-рынка Нью-Йорке работы одного из самых значимых художников пост-советского пространства продолжают представлять Украину с заведомо низким результатом и туманным будущим? После смерти Ардана в 1995-м «Печаль Клеопатры» стала частью его семейного собрания, и практически не выставлялась. Но родоначальник «нового реализма» в нашего художника поверил. Правда, случилось это во времена СССР и в Париже. Неужели тогда к нашей «стране в составе» было больше внимания?
Арсен Савадов. Звезда. 2011
Слова из интервью Савадова журналу ART Ukraine как нельзя кстати:
– Как вы думаете, почему Лейпцигская школа состоялась как явление на мировой арт-сцене, а украинская «Новая волна», не менее сильная и самобытная, так и осталась локальным явлением?
– Нами просто никто не занимался…
– Вы воспринимаете Нео Рауха как своего визави?
– Эту дуэль я давно проиграл. Он стоит миллион, я стою максимум сто тысяч.
– А может ли украинская волна еще состояться на международном уровне?
– Ну, мы же пока не пахнем трупами… И мы будем стареть, как хорошее вино, я не сомневаюсь.
Сомнений на счет капитализации украинского искусства и впрямь нет, но остаются факты. Спустя восемь лет после проекта Арсена Савадова его проект “Книга мертвых” фактически повторила российская арт-группаAES+F, гламурно одев тела умерших по последней моде. Как следствие, их признали классиками – у нас и за рубежом. Возможно, причина в том, что Савадов на входе в свою “лабораторию” заботливо одел на нас с вами марлевые повязки. А иногда, чтобы стать признанным мастером рынка, нужно добавить запаха.
Арсен Савадов. Лаборатория Орфея (фрагмент). 2012
Прочитав наш материал, и прогулявшись по многочисленным сайтам, коллекционер и инвестор пришли к определенным выводам. В Арсена Савадова стоит вкладывать, если:
– вы хотите иметь в собрании работы топ-художника, который достоин войти в мировую историю искусства;
– вы желаете приобрести работы редкого сегодня художника, который знаком с историей искусства и проецирует ее элементы на свое творчество;
– вам приятно читать осмысленные интервью и улыбаться, глядя на свою стену: это Он!;
– вас греет факт наличие работ Савадова в коллекциях крупнейших украинских и ряда западных коллекционеров (в частности, Элтона Джона);
– вы живете стереотипами, и художник с зарубежным опытом для вас сама по себе большая ценность.
В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если вы:
– с недоверием относитесь к понятию «украинское искусство на мировом рынке», и считаете, что при вашей жизни оно не займет там достойного места;
– опасаетесь, что резкая смена направлений творчества негативно скажется на целостности восприятия художника (когда не знаешь, ЧТО покупать – не покупаешь ничего);
– считаете, что художника на самом деле не существует, а сайты за него ведут боты;
– ищете сиюминутного заработка на спекулятивной продаже работ.
С праздниками.